Найти тему

Что почитать? Цикл романов Эмиля Золя

Оглавление

Эмиль Золя (1840-1902) – французский писатель, один из представителей реализма и натурализма (поздняя стадия реализма).

Портрет Эмиля Золя, 1899
Портрет Эмиля Золя, 1899

Натурализм подчеркивал и обращал внимание на окружение человека, его среду обитания. И вот Золя в своих романах попытался показать нам, как формируется личность за счет места проживания и общества, которое складывается вокруг человека. Поэтому он очень интересовался низшими социальными классами. Он описывал не конечную точку падения и разложения личности, а углублялся в самое начало. Что, как, почему? На эти вопросы Золя отчаянно искал ответы. Почему эта семья скатилась в такое дно? Почему молоденькая девушка уже несколько лет продает свое тело? Как получилось так, что не глупый человек занимается изматывающим физическим трудом за мелкие гроши? Все эти вопросы отражены в творчестве Золя.

«Ругон-Маккары» (1871-1893)

Золя с книгой Ругон-Маккаров приветствует Бальзака
Золя с книгой Ругон-Маккаров приветствует Бальзака

Подобно Бальзаку с его «Человеческой комедией», Эмиль Золя создает цикл из 20 произведений. «Естественная и социальная история семьи во время Второй Империи» – так называет писатель свой труд. Но, в отличие Бальзака с его комедией, Золя рассматривал одну семью и то, как она видоизменяется в течении времени из-за социальной среды, в которой живут герои.

Это очень интересные 20 романов, каждый из которых отличен, несет в себе какую-то идею или мысль. Каждый из них невероятно затягивает и не отпускает до последней буквы.

Есть даже генеалогические древа, которые показывают нам, кто есть кто в этой большой истории.

Генеалогическое древо цикла "Ругон-Маккары", 1892
Генеалогическое древо цикла "Ругон-Маккары", 1892

Сюжет каждого романа практически не зависит друг от друга, так что читать можно в любой последовательности.

Итак, список основных романов, которые стоит почитать из этого цикла.

«Западня» (1877)

«Первый роман о людях, которые не лгут и пахнут людьми…»

Роман о том, как бедность и алкоголизм превращает жизнь молодой Жервезы в полную разруху и беспросветную тьму.

Можно сказать, что это наглядный пример того, что ни при каких обстоятельствах нельзя опускать руки и не забывать то, на что потратил всю свою энергию, что приносило тебе радость и гордость, что было твоим собственным.

Жервеза – главная героиня романа, обыкновенная прачка, у которой есть свои желания и надежды на счастливое будущее. Она довольно мила, привлекательна, хорошо делает свою работу и мечтает открыть свою прачечную.

«Прачка» Эдгар Дега, ок. 1869. Вот как вот эта чудесная прачка Дега.
«Прачка» Эдгар Дега, ок. 1869. Вот как вот эта чудесная прачка Дега.

Внимательно следя за жизнью Жервезы, можно проследить весь путь падения человека в социальную пропасть. И попытаться понять, какое колоссальное влияние на личность оказывает внешний мир, быт и окружение. Как сложно порой сопротивляться всему, что творится вокруг.

Страшно смотреть на то, как люди погибают в пучине нищеты, голода, холода и пьянства. Как превращаются в животных, как убивают все человеческие чувства в себе.

Но самое страшное это понимание того, что люди сами выбирают такое существование, они и только они виноваты в том, что они на самом дне не только внешне, но и внутренне. Душа их преображается, они уже не чувствуют ничего, кроме злости, нужды и ярости.

Все герои романа могли кардинально изменить свою жизнь, если бы у них было желание на эти изменения.

В общем, читать обязательно.

«Нана» (1880)

Эдуард Моне. «Нана», 1877
Эдуард Моне. «Нана», 1877

Главная героиня – Нана, дочка Жервезы, героини «Западни». Роман описывает карьерный рост героини – кокотки, дамы неблаговидной профессии. Из обычной безызвестной девушки легкого поведения она превращается в известную элитную даму легкого поведения, к которой мечтает попасть чуть ли не весь высший свет.

Почему Нана выросла именно такой, с пустотой внутри, грубыми выражениями и скрытой любви к боли и унижениям, объяснять не приходится, – все от воспитания, из далекого детства, от той среды, в которой выросло дите. Детство Наны было детально описано в «Западне»: нищета, побои, злость и пьянство – все это вылилось в то, что мы и наблюдаем в романе.

Нана поверхностна, глупа, самолюбива и груба. Но она совсем не главный отрицательный персонаж романа: она девушка, которая приложила все свои усилия, чтобы выбраться из нищеты и жить так, как считала правильным. Она верхушка, сторонний наблюдатель. Восседая на своей кровати из золота, она вершила судьбами людей, которые буквально целовали ей ноги и вываливали все, что у них имелось, за сокровенную ночь с ней.

Интересно проследить путь таких вот людей из низших слоев общества, попытаться понять, как и что двигало ими, почему именно так, а не по-другому. Читать, читать обязательно.

«Человек-зверь» (1888)

Постер к первому изданию романа
Постер к первому изданию романа

Главный герой романа – сын Жервезы Лантье из «Западни», Жак Лантье. Жак изо дня в день борется с желанием убивать. Страшно, не правда ли, обнаружить в себе такой ужасающий порыв и стараться его угомонить. Став случайным свидетелем совершенного убийства, у него все чаще возникает вопрос, почему другие могут, а он, в силу сдерживающих факторов и остатков здравого смысла, не может совершить этого злодеяния.

«Заповедь «не убий» всосалась в него тоже с молоком бесчисленного ряда поколений. Его утонченный мозг и развитая совесть с негодованием и ужасом отвергали убийство, как только он начинал его обдумывать. Да, можно убить бессознательно, в инстинктивном порыве, но убивать умышленно, по расчету и ради собственной выгоды...»

Жак – машинист локомотива. Он нежно зовет его Лизон, общается с ним как с человеком, и только в момент сосредоточенной работы забывает о своих страшных фантазиях. Для него локомотив – верный друг, единственный, с которым он ласков и которому он предан. Тут еще, конечно, затронута проблема технического прогресса и то, как стремительное развитие общества влияет на самого человека.

В этом романе Золя показывает нам, как наследственность и среда воспитания могут влиять на человека. То есть из-за генетических факторов у человека появилось непреодолимое желание совершить убийство. Если вспомнить, кто были родители Жака (надо читать «Западню»), в каких условиях он вырос, что происходило вокруг него, – понимаешь, что в данном случае среда воспитала человека. Человека-зверя.

Это похоже на психологический триллер, где эмоции вылезают наружу, где буквально каждой клеточкой тела вживаешься в главного героя, не можешь поверить в написанное. Смешанные чувства: с одной стороны, отвращение и непонимание, а с другой – искреннее сочувствие страданиям Жака, потому что он не выбирал такой путь.

«Страница любви» (1878)

После «Западни» и «Наны» поначалу покажется, что это красивый роман о любви, где неторопливо погружаешься в атмосферу благополучия и великосветских манер, томных разговоров и прогулок по садам, чувств и случайно брошенных взглядов.

Но Золя все равно не дает тебе расслабится и погрузиться в романтическую историю.

У Элен, главной героини романа, есть маленькая дочь Жанна – девочка слишком ревнивая, эгоцентричная, ранимая и очень слабая. Страдающий частыми болезнями, организм девочки отчаянно борется за жизнь, в которой главное место занимает мать.

Элен не жила, она существовала в своем доме, прикованной к бедной девочке; Жанна ни на минуту не хотела отпускать мать, требовала любви, заботы, времени. Этот ребенок полностью подчинял мысли и чувства Элен. И в какой-то момент сильная духом Элен понимает, что так дальше жить нельзя.

Болезнь девочки – наследственная, полученная от бабушки Урсулы, которая является персонажем романа «Карьера Ругонов» (1871). Золя здесь показывает, как наследственность может передаваться дальше на членов одной семьи.

Здесь Золя решил показал нам другую сторону жизни Парижа: светские балы, встречи, чаепития, прогулки по саду, всеобщее великолепие и умиротворение. Но даже там, в этом высшей благопристойной свете, он сумел показать обратную сторону такой жизни: безразличие к насущным проблемам, супружескую измену, глупость и пустоту, а также глубоко несчастливую жизнь в полном достатке.

А как он описывает Париж! В общем, точно не заскучаешь.

«Жерминаль» (1885)

История одного шахтерского городка Монсу, куда приезжает Этьен Лантье в поисках работы. Там он полностью погружается в быт и обыденного бедного города, знакомится с жителями, устраивается работать на шахту. И начинает ощущать всю несправедливость внешнего мира по отношению к простым рабочим.

А в этом городке – жизнь надеждами и мечтами, что когда-нибудь под воздействием чего-нибудь все изменится. Нереалистичные фантазии, планы действий, решение важных вопросов. А на деле каждый день повторение предыдущего, и так все глубже тонуть в пучине беспросветного круговорота: тяжелая работа, нищета, голод и холод.

И ведь есть надежда, некий бунт внутри людей, ведь каждая высказанная мысль обличает это недовольство несправедливостью. Но все возвращается на круги своя, не могут люди выбраться из круговорота этого ада.

«Так сладко хотя бы на часок забыть унылую действительность! Когда люди живут словно бессмысленные скоты, уткнувшись носом в землю, дайте им потешить сердце сказкой, дайте насладиться в обманчивых грезах радостями, которых никогда у них не будет»

Семьям бедняков, таких, в которой очутился Этьен Лантье, нечего больше делать, кроме как слушать возвышенные речи еще не утративших надежду молодых юнцов, которые не разучились верить во что-то лучшее, в какую-то неведомую справедливость и равенство.

Этьен верил в справедливость, в возможность достичь лучшего, надеялся своими силами изменить существующие порядки и облегчить жизнь рабочих.

Несмотря на все бедствия, описанные в романе, я все равно видела перед собой людей с невероятной выдержкой и внутренней силой, которой восхищаешься и восторгаешься. Семьи, судьбы которых уже предрешены на годы вперед. Матери, всю жизнь живущие в страхе за своих детей. Мужья, работа которых убивает их молодость и здоровье. Дети, которые слишком рано взрослеют. Но они смогли создать свой уют и тепло на развалинах умирающего мира. Люди выживают, смотря на весь хаос происходящего.

Безусловно, одно из лучших произведений Золя. Покорило с первой строчки и не отпускало до последней.

Кстати, для большего изучения горнодобывающей промышленности и работы шахт, Эмиль Золя поехал на забастовку шахтеров в Анзине, путешествовал по шахтерским городкам и даже спускался в шахты.

«Творчество» (1886)

Главный герой – безызвестный гений Клод Лонтье, который болен искусством. Таким людям не стоит заводить семью – у них уже есть детище, которому они будут преданы до конца своих дней. Такие люди никогда не бывают довольны своим творением, они заново изобретают новые формы, сюжеты, переделывают незначительные линии и добавляют новые краски. Они не успокоятся до самой смерти, упоительно вспоминая свой какой-нибудь единственный головокружительный успех.

Они несчастны, ибо их цель недостижима.

В «Творчестве» Эмиль Золя передал художественную атмосферу Парижа середины 19 века. В то время он сближается с импрессионистами, его портреты пишут, Поль Сезанн – его лучший друг.

Поль Сезанн. Поль Алексис за чтением Эмиля Золя, 1869–1870
Поль Сезанн. Поль Алексис за чтением Эмиля Золя, 1869–1870

Но после выхода в свет «Творчества» Сезанн, узнав самого себя в главном герое романа, страшно обижается на Золя. И они прекращают общение. Хотя многие исследователи говорят о том, что Клод Лантье больше похож на Мане. Кто знает.

В общем, если вам интересен мир богемного Парижа, импрессионисты, творческие объединения и художники, которых отвергает весь академический мир, – читайте, вам понравится.

«Деньги» (1891)

История не новая: это роман о человеке, для которого деньги играют самую важную роль в его жизни. Только деньги заставляют его двигаться, работать, что-то создавать. А также побуждают предавать, лгать, манипулировать и разрушать жизни других.

Главный герой, Аристид Саккар, обанкротился. И он решает создать банк, чтобы финансировать постройку железной дороги. Потому что без денег для него жизни нет. Ему не надо небольшого оклада и стабильной работы. Аристиду Саккару необходимы были все деньги, которые можно получить каким угодно образом. Деньги играют ключевую роль в его жизни, они им движут, влияют на его жизнеспособность, заставляют предавать, лгать, манипулировать, воровать проворачивать всякие махинации.

Для Аристида Саккара все начиналось и заканчивалось деньгами.

«Так может быть, воспитание, здоровье, ум – все это только вопрос денег? И если грустная человеческая природа повсюду одинакова, то не сводится ли и вся цивилизация к одному преимуществу – душиться дорогими духами и жить в роскоши?»

Страшно смотреть на то, как деньги разрушают жизнь многих порядочных (и не очень) людей. И всегда одно и то же: желание получить больше, неспособность остановиться, недовольство тем, что имеешь.

Книг на эту тему написано немыслимое количество. И все мы понимаем, куда может привести эта болезнь коллекционирования купюр. Но, к сожалению, мир все еще существует потребительский, а деньги все также являются истинным мерилом счастья и процветания.

В общем, если нравится читать про всякие финансовые махинации – читайте обязательно.

«Дамское счастье» (1883)

Если вы немного подустали от бесконечных социальных проблем, нищеты, всеобщей безнадежности и непреодолимой грусти от всех вышеперечисленных книг – берите «Дамское счастье». Золя дает нам небольшую передышку.

В центре романа – молодая девушка Дениза Бодю. Она никакого отношения не имеет к Ругон-Маккарам, но она поступает на службу в магазин «Дамское счастье», хозяин которого – Октав Мурье, потомок Ругон-Маккаров.

«Дамское счастье» – магазин объединения всего разнообразия товаров, по приемлемой цене, с обширным выбором, вежливыми и услужливыми продавцами, замечательным интерьером. Это огромная конвейерная машина, производящая великое множество продуктов, которые точно будут нужны покупателям, в частности, женщинам.

Этот магазин – прообраз первого современного универмага Le Bon Marché, основанного в 1838 году.

-8

Магазин, целью которого стало сосредоточение всех товаров, которые только может предложить продавец, выживает мелкую торговлю, бакалейные магазины, всевозможные лавочки. За всем этим стоит непревзойденный Октав Муре. То, как он умело выполнил внутренний интерьер магазина, тонко разбираясь в женском мышлении и поняв, как нужно правильно все рассредоточить, чтобы купили намного больше, чем хотели, – это надо обладать талантом.

Золя мастерски показал борьбу мелких лавочников против такого крупного нововведения. Но борьба бессмысленная, ибо исход этого сражения был предопределен: люди всегда будут брать, где больше и дешевле, несмотря на качество товара, им всегда будет нужно чрезмерное обилие товаров. Вся эта яркость и показная роскошь, услужливость и комфорт притягивают к себе это серое общество масс. В этом романе ярко описывается создание общества потребления, для которого ценность товара не имеет особого смысла, смысл есть только в его приобретении.

Тут и любовная история есть, так что читайте и отдыхайте.

«Тереза Ракен» (1867)

Плакат к выпуску иллюстрированного издания романа, 1882
Плакат к выпуску иллюстрированного издания романа, 1882

Этот роман не входит в цикл «Ругон-Маккаров». Он был написан до создания цикла, но уже здесь есть некоторые черты натурализма.

Этот роман – что-то невероятное, местами омерзительное, но в то же время притягательное, мрачное и ошеломляющее.

Тереза Ракен – молодая девушка, жизнь которой скована узами брака, темной комнатой и нелюбимым занятием, ненавистными близкими и отсутствием жизни как таковой, пытается выбраться из этого круговорота обыкновенности с помощью своего любовника Лорана, к которому испытывает нечеловеческое влечение, ничего общего с любовью не имеющее. Она становится как животное, которое выпустили на волю. Все ее желания и эмоции вырываются наружу с бешенной силой каждый раз, когда она видит и чувствует этого человека.

Лоран – такое же животное. Казалось бы, все человеческие пороки слились воедино в этом человеке: лень, тупость, жадность, злость и ненависть.

Если такие люди встречаются в жизни – взрыва не избежать.

В этом романе Золя дает нам описание безумия двух людей. И предпринимает свои первые попытки изучения человека, поместив его в определенную среду.

Читайте.

Золя – универсальный автор. В его цикле уместилось абсолютно все: города и деревни, роскошь и нищета, благородство и подлость. После прочтения складывается некая картинка жизни Франции того периода. Ты бываешь абсолютно везде: на железной дороге, в шахтах, на творческих кружках, в родовом поместье, на поле сражения, – и все это вертится вокруг главных идей, заложенных писателем: все, что происходит вокруг тебя, влияет на твое существование, влияет на мысли и чувства, действия и дальнейшее развитие.

#литература #что почитать #французская литература #Эмиль золя #книги #подборка книг