Найти тему

Мотивация сотрудников: примеры материальной и нематериальной мотивации персонала с примерами

Оглавление

Что эффективнее: система штрафов за рабочие провинности или меры поощрения за хорошо выполненную работу? Однозначного ответа на этот вопрос нет и грамотному начальнику следует использовать разные методы мотивации подчиненных.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Все мы разные и желание продуктивно работать у каждого сотрудника рождается из разных побуждений. Одним важно периодически получать премии и продвигаться по карьерной лестнице, вторым подавай работу ради большой идеи и вдохновительные речи, третьи без “стимулирующего пинка” не сдадут отчет вовремя. Давайте разберемся, как мотивировать работников выкладываться на своей должности.

Мотивируйте “монетой”

Денежные премии — один из самых распространенных и любимых «пряников» от начальства и типичный пример материальной мотивации. Денежные поощрения должны показывать сотрудникам, что их старания не остаются незамеченными, а высокие показатели работы — хорошо оплачиваются.

У способа есть минус: если премии выдаются регулярно, то сотрудники могут к ним привыкнуть и считать частью зарплаты. В таком случае старания ради поощрения постепенно сойдут на нет, а премия будет расцениваться, как обязательный бонус в конце месяца.

  • Как сделать?

Чтобы этого не произошло, ежемесячно или раз в квартал или по мере сдачи крупных проектов оценивайте показатели работы всего коллектива и в каждом отделе выбирайте самых продуктивных сотрудников. Они должны получить премию. И чем больше отдел, тем больше должно быть работяг-счастливчиков.

Проценты от продаж

Такая система поощрения активности работает в сфере продаж. Сотрудник может получать процент от заключенной сделки, нового приведенного клиента, успешного сотрудничества с другими компаниями. Это действенный механизм, который заставляет сотрудников постоянно искать новых клиентов и развивать вашу компанию.

Существенный минус: многие работодатели перегибают палку и обращают этот «пряник» в самый настоящий «кнут». Принцип прост: начальство устанавливает минимальную заработную плату окладом, а остальной заработок зависит от количества продаж. Первое время сотрудники чаще всего действительно стараются заработать больше, но быстро перегорают и уходят на другую работу. Поэтому важно соблюсти правильный баланс между окладом и премией

Разновидность механизма — так называемый коэффициент KPI. В английском языке это “key performance indicators” или “ключевые показатели эффективности”. Суть метода в том, чтобы составить план-инструкцию для каждой должности в компании. При такой мотивации сотрудникам необходимо выполнить ряд пунктов, которые влияют на итоговую зарплату и размер премии.

К плюсам KPI можно отнести непредвзятость оценки: показатели для всех одинаковы, а вот результат будет зависеть от работы каждого сотрудника. Больше работаешь — больше получаешь.

  • Как применять?

Надбавку от продаж к зарплате лучше всего оформлять именно как бонус к окладу, и он не должен быть мизерным. Человек должен стремиться заработать больше, но у него должна быть уверенность, что он не останется совсем без денег при невыполнении плана.

Если решите вводить в рабочий процесс KPI, то следует максимально детально продумать, какие пункты включить в оценку и какая надбавка будет для той или иной задачи. Важно ставить цели достижимыми, чтобы персонал не считал премию чем-то таким, ради чего придется буквально ночевать на работе и забыть о личной жизни. При этом необходимо проводить контрольные встречи для обсуждения поставленных задач, чтобы сотрудник не считал невыполнение задачи за бонус — нормой. Задача должна быть выполнена в любом случае, вопрос в сроках, объёмах и возможностях специалистов.

Бонусы от компании

Тут в ход идут уже не совсем деньги, а материальные ценности. Многие компании за плодотворную работу предоставляют абонементы в тренажерные залы и бассейны, оплачивают проезд сотрудников или организовывают служебный транспорт. Можно предоставлять скидки на собственную продукцию, и организовывать отдых в санаториях.

Минусы

Некоторые компании заменяют премию на такое поощрение, забывая, что не все люди любят активный отдых. Да и не у всех банально есть время на посещение дополнительных секций. А денежным поощрением будет довольно абсолютное большинство сотрудников.

  • Как реализовать?

Следует заранее разобраться, чтобы хотели ваши сотрудники. Кто хотел бы посещать тренажёрный зал, групповые занятия, бассейн; заниматься йогой или пилатесом. Остальным сотрудникам можно предложить какие-то альтернативы. Для этого можно подготовить анкету, в которой будут прописаны все возможности компании, а также отдельное окно с пожеланиями для каждого сотрудника. Таким образом вы сможете собрать статистику, понять, что необходимо каждому подчинённому и предложить каждому, при необходимости, свою альтернативу.

Хорошим примером мотивации сотрудников является медицинская страховка. Как вариант - можно заключить договор с какой-то сетью клиник. На коллективную страховку обычно предусмотрены скидки.

Комфортное место работы

Удобное рабочее место подарит сотрудникам ощущение второго дома. Учитывая, что на работе взрослый человек зачастую проводит большую часть дня, крайне важно, чтобы в этот период ему было комфортно. Если рабочее место неудобное и заставляет испытывать психологический или физический дискомфорт, сотрудник начинает отвлекаться и думать о том, как бы поскорее закончить со своими делами и отправиться отдыхать.

В офисе можно сделать небольшие зоны отдыха и обустроить мини-кухню. В этой зоне сотрудники смогут расслабиться и восстановить силы, а потом вернуться к своим обязанностям.

Также не стоит забывать о том, что мебель должна быть максимально эргономичной и удобной. В конце концов, в компьютерном кресле сотрудник проводит почти весь день. Лучше сразу приобрести качественную и удобную мебель, чем часто ее заменять или вдеть, как персонал устает и начинает часто отлучаться на разминку.

Нестандартные методы мотивации

Кому-то удобно работать в коллективе, а кто-то гораздо продуктивнее на удаленке. Если есть такая возможность, то есть смысл предложить сотрудникам самостоятельно выбрать свое место работы: в офисе или дома.

К минусам можно сразу отнести то, что некоторые работники начнут лениться. Чтобы этого не произошло, лучше комбинировать такую мотивацию с KPI или премиями за определённые достижения.

То же самое касается гибкого графика работы. Для кого-то самым продуктивным временем будет ночь, а кто-то любит работать рано утром. Мотивация в виде гибкого графика работы актуальна для сотрудников, которые работают над разработкой программного обеспечения или заняты в проектной деятельности. Но важно донести до работника, что итоговая работа должна быть сдана в срок, иначе последуют штрафные санкции.

Нематериальная мотивация

Поощрение может быть не только денежным, но и эмоциональным. Этот как раз тот случай, когда доброе слово и кошке приятно. Каждый человек стремится к похвале и тому, чтобы его заметили и выделили из общего коллектива.

Хороший пример такой нематериальной мотивации — ведение внутреннего блога компании с новостями о достижениях отделов и отдельных сотрудников. Любой работник будет стараться попасть в сводку. Только не нужно вводить рубрику «отстающих». Коллективное отчитывание — плохой способ поднять рабочий дух.

Прилагайте активным сотрудникам пройти курсы повышения квалификации. Такой рост должен быть напрямую связан с увеличением заработной платы и полномочий. Сотрудник чувствует свою весомость и важность, это продвижение по карьерной лестнице и возможность саморазвития.

Взыскания

Если некоторые сотрудники откровенно бездельничают и не хотят работать, придется применять крайние меры. Лишение премии, отсутствие приятных бонусов и личный разговор в кабинете директора могут повлиять на работника и заставить относиться к своей должности с полной ответственностью.

Как не нужно?

Не нужно отчитывать провинившегося работника при всем коллективе. Это разрушает коллективные связи и может сделать сотрудника изгоем.

Не следует прибегать к таким мерам наказания по каждому поводу. Материальные взыскания должны оставаться крайней мерой.

***

Надеемся, наш разбор поощрений был полезен. Рассказывайте в комментариях, какие способы мотивации используют в вашей компании и нравится ли вам имеющаяся система.