Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как посчитать степень родства при помощи схемы метро

Каждый из нас хотя бы раз в жизни подумывал о том, чтобы жениться (я бы мог добавить «или выйти замуж» - но, как известно, те, которые выходят замуж, не думают – думают за них другие) [1]. И каждый, безусловно, хотел бы сделать это так, чтобы не пришлось впоследствии разочаровываться и аннулировать брак – а кое-кто, возможно, хотел бы оставить для себя такую лазейку, чтобы, прибегнув к букве закона, преспокойно подать прошение в курию епископа или римского папы, дабы аннулировать брак на основании внезапно открывшегося кровного родства [2].

Чтобы ни один крючкотвор не мог заподозрить тебя, мой читатель, в плотской любви к родственникам, нужно выбирать невесту в соответствии с каноническими нормами. Какие же это нормы?

Давайте возьмем с полки и откроем Корпус Канонического Права издания 1582 г. Мы видим, что глава 35 q.2-3 второй части Декрета Грациана полностью посвящена вопросу родства. Надо сказать, что родство бывает двух видов: по крови (consanguinitas) и по браку (affinitas). Судя по схемам, affinitas – это не не только то, что мы называем зятьями, тестями, снохами, свекровями, шуринами и т.д. Например, есть брат и сестра. Брат женился, сестра вышла замуж – тогда жена брата и муж сестры это тоже affines. И если брат и сестра случайно умрут, а их супруги останутся, женить их ни один приличный клирик не станет (и это только affines primi generis — прямые предки и потомки супруга/супруги).

Но вернемся к sanguinitas, родству по крови. Древнейшие каноны налагали запрет на браки между родственниками до 7 степени (7 gradus) [3]. Но что же такое gradus и как его правильно посчитать? Великие отцы церкви, теологи и юристы исписали горы страниц, чтобы ответить на этот вопрос. Мы рассмотрим тот вариант, где gradus – это шажок (что, собственно, слово gradus и означает) от одного родственника к другому на генеологическом древе. Это древо, Arbor consanguinitatis, разместилось в нашей книге на col.2427-2428.

Довольно привычная для нас схема, казалось бы, интуитивно понятная. Как можно видеть из пояснений Джованни Андреа под «деревом», есть ствол (stipes) от меня [4] до моего прямого предка – того предка, который мне интересен в данный момент. И есть боковые ветви, т.е. другие потомки этого моего предка – мои, дяди, тёти, племянники и племянницы, двоюродные, троюродные и n-юродные братья и сестры. Правило действует просто: пока движешься по стволу вверх и вниз, это вообще не считается за gradus. Как только отходишь в сторону – каждый шаг это 1 gradus. Например, моя двоюродная сестра находится от меня на расстоянии 2 gradus, т.к. от моего деда до нее 2 шага.

Всё так просто? Нет, не всё.

Ведь есть ещё родство по супругу — affinitas. В нашем мире люди нередко умирают, и интересующая меня особа может оказаться вдовой моего родственника. Жениться на ней мне нельзя. Более того, предположим, что один брат оказался большим любителем женщин, дамским угодником и ловеласом. Согласно канону, affinitas наступает не в результате официального брака, как мог бы подумать читатель-легист, а в результате плотского соединения (о церковных эвфемизмах, обозначающих это, я когда-нибудь сделаю отдельный материал). Так что ни на одной из любимых моим братом женщин я уже жениться не смогу — увы, остается лишь наблюдать…

Что же касается родственников более дальних, чем брат, то здесь gradus родства по браку считается точно так же, как gradus родства по крови. Жена моего родного дяди для меня — affinis первой степени, жена двоюродного брата — второй, троюродного — третьей. Если кто-то из них помрёт, а жена останется, взять её себе я не смогу (на самом деле, конечно, смогу, но тогда меня назовут инцестником и не пустят в храм послушать мессу). А вот вдову четвероюродного брата — пожалуйста, хоть сейчас засылай сватов.

Нас может несколько обнадежить тот факт, что родственники мужа (даже ближайшие) по отношению к родственникам жены — никто. Так что родные братья могут жениться на родных сестрах, отец и сын — соответственно на матери и дочери (или наоборот).

Exemplum.

Чтобы изобразить этот ужас максимально наглядно, я воспользовался схемой Московского метрополитена. Аналогия показалась мне очевидной: ветки – это ветки дерева, а пересадочные станции — общий предок или брак.

-2

Итак, предположим, что я решил жениться на некоей особе, которая когда-то была замужем за одним из моих родственников — кажется, это был двоюродный брат моего отца. Чтобы понять степень нашего родства по браку, я должен посчитать расстояние до этого родственника.

Допустим, я нахожусь на станции Воробьёвы горы. Наш общий предок – это мой прапрадед. До прадеда двигаемся три станции – это 3 gradus. Пересадку не считаем, это 0 gradus, тот же самый человек. Теперь двигаемся уже по линии интересующей нас особы – по Кольцевой линии от прадеда (станция Парк Культуры), к его второму сыну сыну (брату деда) и двоюродному брату моего отца (на Добрынинской). Итого 2 gradus. Его вдова находится на станции Серпуховская, это не считается за gradus. Поскольку при таких подсчетах нужно брать большее расстояние, получается, что мы находимся в третей степени родства. Эта степень affinitas была запрещена канонами. Даже блаженной памяти папа Иннокентий III, заменив старый, трудновыполнимый запрет на более легкий, уменьшил только степень родства по крови: теперь достаточно не попасть в четвертую степень родства по крови или по браку [5]. Похоже, придется поискать жену в другом месте…

Ха-ха, вот и нет, я же клирик. Не буду искать себе никакой жены. Ха-ха…

Список источников в комментариях!

Автор - Тимур Гусельников

Источник: Nonnulli