Найти тему
Artifex.ru

Раймонд Лоуи и «вечный дизайн»

Раймонд Лоуи (Raymond Loewy) — ныне забытый дизайнер, чей главный продукт встречается повсюду. Гений большой и малой формы, прошедший через несколько эпох. Создатель нашей повседневности.

Первые годы Великой Депрессии стали приговором стилю ар-деко. Новое веяние, захватившее умы дизайнеров и кошельки покупателей — стримлайн. Строго говоря, нарождающаяся мода была предсказана ещё в 1933-м, на Чикагской Всемирной выставке, где на фоне угловатых декораций красовались концептуально новые автомобили: Pierce Silver Arrow и Studebaker Land Cruiser.    

Реклама «Познакомьтесь в 1933-м с автомобилем 1940-го» не врала — настолько дизайн опережал время. Плавная ниспадающая линия кормы не искривлялась кожаным кофром (у автомобиля был полноценный багажник), выступающие крылья сглажены и составляли одно целое с кузовом — дизайн вернется к этой идее только в конце 1940-х. Внешний вид не идёт ни в какое сравнение с модными ещё вчера «Паккардами» и «Кадиллаками».    

-2

В наступившем 1934-м году многие крупные дизайнеры уселись за приведение угловатого мира к обтекаемым формам — как призвал всех граф Алексис де Сахноффски, прародитель аэродинамического стиля.

В это же время к дизайнеру Раймонду Лоуи приходит Заказчик с Большой Буквы. И просит привести к современному обтекаемому виду один объект.

Размер и внешний вид способен ужаснуть. Это паровоз «Пасифик 2-3-1», воспетый Артюром Онеггером в одноимённой пьесе. Да, одиннадцать лет назад, в 1923-м, это было свежо, актуально.    

-3

Но осовременить безнадёжно устаревший паровоз (первый сошёл со стапеля в 1914-м) — задача не из простых.

Заказчик настаивает на скорейшем начале работ — обновить паровоз надо было не вчера, а неделю назад. Мало того что компания несёт убытки, да ещё и вся отрасль трещит по швам, теряя пассажирский трафик из-за автомобилей. А тут конкурент не просто удобней, он ещё и красивей!

И Раймонд Лоуи породил его: PRR K4S.    

-4

Это сложно назвать «паровозом» — не торчат трубки и цилиндры, не видно следов копоти. Скорее вы назовёте его болидом, представляя, как на полном ходу он мчит мимо спящей «одноэтажной Америки» к Нью-Йорку.    

-5

Заказчик (это была «Пенсильванская Железная дорога», крупнейшая на Восточном побережье), остался более чем доволен работой Лоуи (ещё бы, не пришлось обновлять флот локомотивов, отделались косметическим ремонтом) и пригласил его к более крупной задаче.

Обшить старый «Пасифик» жестяным кожухом — ерунда. Попробуйте дать элегантное, новое видение машине посерьёзней: гигантскому S1 – с двумя парами цилиндров.    

-6

«Большое двигло», как его ласково прозвали инженеры, стал огромной головной болью для всех, кто прикасался к нему. Рама — самая большая в мире, сделана одной деталью. На неё поместили ведущие колёса с уникальным гибким креплением: теперь локомотив может вписываться в повороты. Но что делать дизайнеру, которому говорят: учитывай теперь факт того, что колёса закреплены не жёстко?    

-7

Эта фотография не передаёт исполинского размера машины — и в этом главный дизайнерский подвиг Лоуи. Он понял, что если «зализать», максимально сгладить верхний контур — паровоз перестанет быть отпугивающим нагромождением стали и заклёпок. Он станет послушной машиной, пусть несколько большей, чем мы привыкли видеть на магистралях и улицах.

В 1939-м Раймонд Лоуи получает пост в автомобильной компании Studebaker. Мир вещей за эти пять лет преобразился, стал более округлым. Предметы вовсю избегали острых углов, были стремительны и органичны. Стримлайн-революция, начавшаяся с автомобиля, и не думала сбавлять обороты.    

-8

Там Лоуи нашёл ученика — им стал Вирджил Экснер, стяжавший славу смелого инноватора в 50-х. Он спасёт своим forward-look-ом компанию Уолтера Крайслера. Но пока они работают вместе, вдохновляясь передовой техникой, самолётами. Вдруг — словно магия исчезла из рук великого дизайнера. По машинам проехалась паровым катком пресса и покупатели голосовали кошельком за конкурентов из Большой Тройки — Форд, Джи-Эм и Крайслер.

Последним по списку, но не по значению стал «Аванти» — автомобиль, который должен спасти теперь объединенный концерн «Студебеккер-Паккард». Старые исполины трусливо сжались вместе, спасаясь от напористых дельцов и зубастых адвокатов.    

-9

И Раймонд Лоуи сделал последний в своей автомобильной карьере шедевр. Его изгибы вновь опередили время — как в 1934-м его опередил лопнувший «Пирс-Арроу». Линия передних крыльев вздымается ковром-самолётом, спадает у дверей и снова взмывает ближе к багажнику. Корма отсечена в стиле скоростных лодок. Взгляд спереди обнаруживает смесь прогресса и благородства. Круглые фары, обрамленные хромом, и… где решётка радиатора? Вместо неё, едва различимое острие — и капот уходит вдаль, к панорамному стеклу. Только асимметричный воздухозаборник устремляется вглубь, превращаясь в приборную доску. Так и хочется назвать её кокпитом, на авиационный манер.

Откуда он взял эти чистые формы? Кто подсказал ему эту плавность?

Бутылка «Колы» — в студию! Стоп — скажете вы. Он что, срисовал автомобиль с бутылки газировки? И не просто срисовал: он подсказал это всем остальным. Несколько лет спустя «Форд», «Джи-Эм» и «Крайслер» выпустят на рынок «Мустанги», «Камаро», «Чарджеры» и «Челленджеры». Иконы стиля, визуальное отражение забористого рока. Рёв гитар мешается с рыком восьмицилиндровых моторов, горизонт сливается в точку. Только ты — и дорога.

Да, Лоуи и впрямь гений. Найти формы автомобиля в бутылке «Колы» и предречь новую эпоху автомобильного дизайна дорогого стоит.  

-10

Ну, ему было чуть проще. Бутылку «Колы» нарисовал тоже он. Эта его работа разошлась по миру гораздо сильнее, чем паровозы, автомобили, точилки для карандашей и даже «Борт Номер Один» президента США. Так, в шипучке, пене дней, растворился дизайнер, разойдясь миллиардным тиражом.  

Автор: Михаил Дунаев © Artifex.ru