Найти тему
Просто Училка

"Мы с одним иностранным не справляемся, а теперь ещё второй!" Обсуждаем пути решения проблемы двух языков в школе

"Он и по-английски двух слов связать не может, а теперь ещё немецкий..." Как выкручиваться школьникам и их родителям, когда теперь у нас в школах два иностранных языка?

Учитель, который первый раз увидел современный учебник по второму иностранному языку))) Шутка)))
Учитель, который первый раз увидел современный учебник по второму иностранному языку))) Шутка)))

У меня диплом лингвиста, поэтому скажу:

Если при наличии одного языка в школе у нас с вами ещё был шанс, что ребёнок заговорит, то теперь надежды почти не осталось. При нынешних учебниках, в которых разберётся не каждый взрослый педагог, грамматика не усваивается почти никак. Фонетика (произношение) — ещё куда ни шло. Есть диски к учебникам, их можно слушать на уроке. Так и поступают многие учителя, решая ещё одну проблему: аудирование (восприятие на слух, понимание речи). Однако, лично я считаю, что без понимания грамматического устройства языка выучить его не представляется возможным.

В одном случае можно проскочить без грамматики — если ваш ребёнок родился и растёт в среде изучаемого языка. А больше никак.

Речь немного о другом. Чисто эмоциональный аспект. Когда вы не понимаете один язык и уже научились с этим жить (поставьте себя на место среднего семиклассника, условно), вдруг появляется ещё одна проблема, с которой надо что-то делать, опять креативить, опять подстраиваться.

Руки опускаются и у школьников, и у родителей. Аргумент "я в школе учил этот язык и помогу теперь ребёнку" довольно слабый и неубедительный. Ну хоть что-то. Ни о какой красоте звучания и гармонии конструкций уже речь не идёт. Отбита охота познавать новое, цель — не схлопотать двойку.

Нас поставили перед фактом. Надо выходить из ситуации.

Как и где учить иностранный язык?

  • Мультфильмы. В интернете очень много материала. Берём мультики для самых маленьких и смотрим. Так школьник научится воспринимать речь на слух. Это уже кое-что. Если не планируете языковой вуз, то этого метода хватит для тройки-четверки в школе. А мой любимый мультфильм напишу в комментариях, а то будете думать, что это всё реклама. Ни капельки, помочь хочу.
  • Компьютерные игры. Сами знаете, ребята (да и взрослые тоже) часами проходят разные уровни в разных играх. Там в настройках (к сожалению, не во всех играх, но во многих) есть возможность установить не русский язык, а другой. Да и как договорной элемент можно использовать этот способ. "Вот тебе дополнительный час на твою игру, но с условием: играешь на ... языке". Я так одного своего ученика учила, Никиту. У нас пятёрка по английскому языку.
  • Самоучители. В интернет, товарищи. Все в интернет.
  • Репетиторы. А как без нас в таких жёстких условиях?
  • Карточки. Старые добрые карточки, на которых с одной стороны мы пишем слово на иностранном, а с другой — перевод. Можно и целыми предложениями писать. Наработаете лексическую базу, хорошая оценка у вас в кармане, плюс-минус.
  • Советские учебники. Вот фото для первого года изучения немецкого языка из старого нашего учебника:
-2

А вот фото из современного учебника для первого года изучения второго иностранного языка:

А ребёнок в пятом классе! Он не понимает ничего! Ни алфавита, ни правил чтения...
А ребёнок в пятом классе! Он не понимает ничего! Ни алфавита, ни правил чтения...
  • Мой любимый способ, чтобы научиться читать. Смотрим фильм и не проматываем титры, а пытаемся прочитать имена. Диктор, который озвучивает эти имена, произнесёт нам правильную версию. Я сталкивалась с некоторыми несовпадениями, всё так, но в основном имена озвучиваются верно. Мне всегда было интересно, правильно прочитаю или нет.

Только в этом способе должно быть интересно. Любопытство должно быть, глаз должен гореть: получится не получится. Сейчас ребятам мало что интересно. И всё же, попробовать стоит.

Честно говоря, я не очень понимаю, зачем нужен второй язык. Какую задачу мы решаем таким неочевидным путём? Лучше отдать эти часы на математику, на русский язык, да на тот же первый язык, в конце концов!

Что думаете, дорогие друзья? Если захотите, я статью сделаю про то, как я даю спряжение глаголов (для английского и французского точно подойдёт). Напишите. А ещё напишите, как по-вашему, зачем детям в общеобразовательной школе второй иностранный язык? Учителя! Коллеги! Откройте тайну! Я-то репетитор и могу не понимать, а вы мне объясните, зачем?!

Жду вас в комментариях!

Если информация показалась вам полезной, то очень будет славно, если поставите оценку.