Найти тему
Исчезнувшая история

Художник Павел Челищев: его "Феномены" и мистический сюрреализм

Приветствуем вас на канале «Исчезнувшая история»! Сегодня поговорим о русском художнике, прославившемся на Западе, но малоизвестном на родине – Павле Челищеве. Посмотрите на одну из его известных работ «Phenomena». Как вы думаете, в каком году была написана эта картина?

"Феномена", П.Ф. Челищев. Сюрреализм, аллегорическая сцена.
"Феномена", П.Ф. Челищев. Сюрреализм, аллегорическая сцена.

Неправда ли, картина выглядит довольно современно и неординарно для тех лет? А между тем она была написана в 1938 году. Павел Челищев завещал передать #картину в Третьяковскую галерею. Его желание было выполнено, правда, художественный музей долго хранил полотно в запасниках, не выставляя его на публику.

В России картину окрестили «Феномен», хотя в английском языке слово #«phenomena» используется для обозначения множественного числа. Следовательно картину было бы вернее назвать "Феномены". Это важная поправка, поскольку «феномен» в единственном числе предполагал бы некую общность элементов, в то время как «феномены» - слово, отлично подходящее для изображенной вакханалии. В пирамидальной композиции публика угадывала современников и исторических личностей (их насчитали около 80): например, ребенок на теннисном поле – Петр I, а человек сидящий на краю водоема – композитор Игорь Стравинский, Гертруда Стайн, изображенная в виде сидящего быка, Чарльз Генри Форд — мальчик-паук, Алиса Токлас — «маньяк-вязальщик».

Картина задумывалась как часть триптиха «Ад, Чистилище, Рай». Написанная незадолго до Второй Мировой войны, Phenomena действительно представляет собой #Ад. Челищев, переживший гражданскую войну, был в ужасе от надвигающейся катастрофы.

Формирование "внутренней мистической" перспективы

Павел Челищев родился в 1898 году в селе Дубровка Калужской области. Ребенок обладал тонкой душевной организацией, рос впечатлительным. В подтверждение этому родные вспоминают, что в детстве Павел с сестрой выдумали своеобразный культ, в рамках которого возносили молитвы деревьям.

Благодаря отцу, в прошлом доценту математики МГУ, Павел познакомился с геометрией Лобачевского, что повлияло на формирование его "внутренней мистической" перспективы. Ребенок с детства увлекался #искусством: рисовал портреты родных, особую любовь питал к балетному театру. Позже ему удалось воплотить страсть к живописи и балету, работая над декорациями к постановкам Дягелева.

«Мне нечему его учить, он уже художник,» ‒ заключил маститый русский импрессионист Константин Коровин, когда ему показали первые пейзажи Павла и попросили стать его учителем.

С 1918 года, выселенная из родового имения, семья Челищева начинает поиски нового пристанища. Некоторое время они живут в Киеве, где Павел серьезно занимается живописью: в монастырской иконописной мастерской, в киевской Академии художеств. Его наставниками в то время становятся Александра Экстер и Адольф Мильман. В Киеве Челищев пробует себя в разных стилях: лирический пейзаж, эксперименты с кубизмом, а также разработка театральных декораций.

В 1923 году после многочисленных переездов #Челищев оказывается в Париже, где к нему приходит первая слава. Его натюрморт «Корзинка клубники» пришелся по вкусу влиятельной в то время писательнице Гертруде Стайн.

"Корзинка клубники", 1925. П.Челищев
"Корзинка клубники", 1925. П.Челищев

Под покровительством Гертруды Челищев получил признание в артистических кругах. В это же время он работает театральным художником.

В 1934 году Челищев эмигрировал в Нью-Йорк. Он известен настолько, что его приглашают рисовать обложки для журналов Vogue и View, декорации и костюмы для постановок Ж. Баланчина и А. Остина.

Получив статус гражданина Соединенных Штатов, он решается организовать совместно с товарищами сюрреалистическую группировку под названием "Неоромантизм".

Обложка Vogue от Павла Челищева, выпуск 15 марта 1936 года, США
Обложка Vogue от Павла Челищева, выпуск 15 марта 1936 года, США

Мистический сюрреализм Челищева

Работы Челищева, написанные в Нью-Йорке исключительно разноплановы: он пишет как близкие к академическому стилю портреты, так и «метаморфические ландшафты». О последних стоит поговорить отдельно.

"Фата Моргана", 1940
"Фата Моргана", 1940

На картине "Фата-моргана" вырисовывается сложный мираж. И если задержать свой взгляд на линии горизонта, то можно распознать чувственные силуэты, подвергшиеся искажению и быстро изменяющиеся. Талант художник восходит в умении органично вписать фигуры в природный ландшафт.

Мотивы трансформации и метаморфоз, присутствующих в творчестве художника, можно охарактеризовать изречением древнегреческого философа Анаксагора – «все во всем». Именно этот принцип, который позже назовут #сюрреализмом, Челищев начал воплощать еще в 1920 году, опередив Сальвадора Дали на 9 лет.

«Ищущий обрящет» («Игра в прятки» или «Каш-Каш»), 1942
«Ищущий обрящет» («Игра в прятки» или «Каш-Каш»), 1942

Картину «Ищущий обрящет» или «Прятки» можно трактовать по-разному: здесь корни дерева становятся ступнями, в кроне отчетливо видны детские, младенческие головы, а из ветвей вырисовываются очертания рук, ствол представляет собой утробу – и все полотно открывает зрителю простор для интерпретаций. Считается, что сюжет картины восходит к мотиву рождения из материнской утробы младенца, который появляется на свет вперед-книзу в расширяющейся перспективе картины. Полотно является первой частью задуманного триптиха - чистилище.

Метафизические головы

Павел Челищев "Анатомическая голова", 1946
Павел Челищев "Анатомическая голова", 1946

В 1940-х стиль произведений Челищева становится еще загадочнее: художник пишет человеческие головы, будто просвеченные рентгеном. По мнению искусствоведов, цель полотен – изобразить сущность человека, энергию, заключающуюся в нем.

Головы изображены с анатомическими деталями, такими как сосуды, капилляры, черепные кости – всего, что, по мнению художника служит для передачи той самой энергии. Интересно, что в последних работах, Челищев, минуя этап «путей», рисует только энергию. Эти «энергетические» работы концептуально считаются «подготовкой» к Раю из триптиха.

«Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя» - писал в одном из своих писем Челищев.

Павел Челищев "Меркурий", 1956
Павел Челищев "Меркурий", 1956

Павел Челищев умер в 1957 году в Италии. Он получил славу и признание при жизни, сегодня его картины стоят тысячи долларов. На одной из выставок, проходивших при жизни художника, картина «Прятки» висела рядом с полотном Пикассо «Генрика» и, судя по отзывам, зрители отдавали предпочтение именно полотну Челищева. Но в наше время об этом #художнике-сюрреалисте говорят незаслуженно мало.

А вы знакомы с картинами Павла Челищева? Какие впечатления его полотна произвели на вас? Рассказывайте в комментариях!