Приветствуем вас на канале «Исчезнувшая история»! Сегодня поговорим о русском художнике, прославившемся на Западе, но малоизвестном на родине – Павле Челищеве. Посмотрите на одну из его известных работ «Phenomena». Как вы думаете, в каком году была написана эта картина?
Неправда ли, картина выглядит довольно современно и неординарно для тех лет? А между тем она была написана в 1938 году. Павел Челищев завещал передать #картину в Третьяковскую галерею. Его желание было выполнено, правда, художественный музей долго хранил полотно в запасниках, не выставляя его на публику.
В России картину окрестили «Феномен», хотя в английском языке слово #«phenomena» используется для обозначения множественного числа. Следовательно картину было бы вернее назвать "Феномены". Это важная поправка, поскольку «феномен» в единственном числе предполагал бы некую общность элементов, в то время как «феномены» - слово, отлично подходящее для изображенной вакханалии. В пирамидальной композиции публика угадывала современников и исторических личностей (их насчитали около 80): например, ребенок на теннисном поле – Петр I, а человек сидящий на краю водоема – композитор Игорь Стравинский, Гертруда Стайн, изображенная в виде сидящего быка, Чарльз Генри Форд — мальчик-паук, Алиса Токлас — «маньяк-вязальщик».
Картина задумывалась как часть триптиха «Ад, Чистилище, Рай». Написанная незадолго до Второй Мировой войны, Phenomena действительно представляет собой #Ад. Челищев, переживший гражданскую войну, был в ужасе от надвигающейся катастрофы.
Формирование "внутренней мистической" перспективы
Павел Челищев родился в 1898 году в селе Дубровка Калужской области. Ребенок обладал тонкой душевной организацией, рос впечатлительным. В подтверждение этому родные вспоминают, что в детстве Павел с сестрой выдумали своеобразный культ, в рамках которого возносили молитвы деревьям.
Благодаря отцу, в прошлом доценту математики МГУ, Павел познакомился с геометрией Лобачевского, что повлияло на формирование его "внутренней мистической" перспективы. Ребенок с детства увлекался #искусством: рисовал портреты родных, особую любовь питал к балетному театру. Позже ему удалось воплотить страсть к живописи и балету, работая над декорациями к постановкам Дягелева.
«Мне нечему его учить, он уже художник,» ‒ заключил маститый русский импрессионист Константин Коровин, когда ему показали первые пейзажи Павла и попросили стать его учителем.
С 1918 года, выселенная из родового имения, семья Челищева начинает поиски нового пристанища. Некоторое время они живут в Киеве, где Павел серьезно занимается живописью: в монастырской иконописной мастерской, в киевской Академии художеств. Его наставниками в то время становятся Александра Экстер и Адольф Мильман. В Киеве Челищев пробует себя в разных стилях: лирический пейзаж, эксперименты с кубизмом, а также разработка театральных декораций.
В 1923 году после многочисленных переездов #Челищев оказывается в Париже, где к нему приходит первая слава. Его натюрморт «Корзинка клубники» пришелся по вкусу влиятельной в то время писательнице Гертруде Стайн.
Под покровительством Гертруды Челищев получил признание в артистических кругах. В это же время он работает театральным художником.
В 1934 году Челищев эмигрировал в Нью-Йорк. Он известен настолько, что его приглашают рисовать обложки для журналов Vogue и View, декорации и костюмы для постановок Ж. Баланчина и А. Остина.
Получив статус гражданина Соединенных Штатов, он решается организовать совместно с товарищами сюрреалистическую группировку под названием "Неоромантизм".
Мистический сюрреализм Челищева
Работы Челищева, написанные в Нью-Йорке исключительно разноплановы: он пишет как близкие к академическому стилю портреты, так и «метаморфические ландшафты». О последних стоит поговорить отдельно.
На картине "Фата-моргана" вырисовывается сложный мираж. И если задержать свой взгляд на линии горизонта, то можно распознать чувственные силуэты, подвергшиеся искажению и быстро изменяющиеся. Талант художник восходит в умении органично вписать фигуры в природный ландшафт.
Мотивы трансформации и метаморфоз, присутствующих в творчестве художника, можно охарактеризовать изречением древнегреческого философа Анаксагора – «все во всем». Именно этот принцип, который позже назовут #сюрреализмом, Челищев начал воплощать еще в 1920 году, опередив Сальвадора Дали на 9 лет.
Картину «Ищущий обрящет» или «Прятки» можно трактовать по-разному: здесь корни дерева становятся ступнями, в кроне отчетливо видны детские, младенческие головы, а из ветвей вырисовываются очертания рук, ствол представляет собой утробу – и все полотно открывает зрителю простор для интерпретаций. Считается, что сюжет картины восходит к мотиву рождения из материнской утробы младенца, который появляется на свет вперед-книзу в расширяющейся перспективе картины. Полотно является первой частью задуманного триптиха - чистилище.
Метафизические головы
В 1940-х стиль произведений Челищева становится еще загадочнее: художник пишет человеческие головы, будто просвеченные рентгеном. По мнению искусствоведов, цель полотен – изобразить сущность человека, энергию, заключающуюся в нем.
Головы изображены с анатомическими деталями, такими как сосуды, капилляры, черепные кости – всего, что, по мнению художника служит для передачи той самой энергии. Интересно, что в последних работах, Челищев, минуя этап «путей», рисует только энергию. Эти «энергетические» работы концептуально считаются «подготовкой» к Раю из триптиха.
«Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя» - писал в одном из своих писем Челищев.
Павел Челищев умер в 1957 году в Италии. Он получил славу и признание при жизни, сегодня его картины стоят тысячи долларов. На одной из выставок, проходивших при жизни художника, картина «Прятки» висела рядом с полотном Пикассо «Генрика» и, судя по отзывам, зрители отдавали предпочтение именно полотну Челищева. Но в наше время об этом #художнике-сюрреалисте говорят незаслуженно мало.