Друзья, прежде чем ответить на такой весьма интересный вопрос, стоит задуматься, а были ли вообще хотя бы когда-то, бесплатными нефтепродукты. Перенесемся мысленно лет эдак тысяч на восемь вглубь веков.
Немного истории
Когда-то древние шумеры впервые обратили внимание на удивительную смолоподобную массу, выступающую из-под земли. Это и был битум. Не располагая широким ассортиментом стройматериалов и при дефиците дерева и камня, беднягам ничего не оставалось, как использовать эту массу в строительстве. В нее добавляли песок, гравий, глину, и получался отменный кирпич.
Её же использовали в качестве раствора для кладки, покрывали дорожное полотно. А хорошенько обмазав посуду и плавсредства, добивались превосходной их водонепроницаемости. Более жидкой субстанцией освещали помещения. Только представим это "амбре" древних шумерских поселений!
Ушлые египтяне пошли еще дальше, добавляя нефть в растворы для бальзамирования. У "отца истории" Геродота тоже есть упоминание об удивительном "масле", называемом персами "раданка", – черного и неприятно пахнувшего.
К сожалению, не сохранилось сведений о том, погрел ли кто-то руки на этом открытии, поэтому посчитаем те времена – временами бесплатной нефти. Точно известно лишь то, что предприимчивые арабы уже в III веке положили конец этому безобразию, и нефть перешла в разряд самых ходовых товаров. И через Персию нефть потекла по всем странам.
Римское название oleum petrae "каменное масло" благополучно укоренилось во многих языках мира. Византия шагнула еще дальше в ее использовании, смешав нефть с селитрой и серой, создав знаменитый "греческий огонь".
Бензин в России
Россияне тоже внесли свой посильный вклад в нефтяное дело. В XVIII веке первый нефтеперегонный завод уже давал продукцию, им стал керосин. Принцип перегонки был простейший, известный в каждом селе – это принцип самогонного аппарата. Полученный керосин стали использовать для освещения, понятно не за просто так.
Пытливый ум англичанина М. Фарадея помог ему выделить из ближневосточной нефти смесь углеводородов нового качества. Для её обозначения он использовал довольно странное арабское название "бензин", что переводится как "яванское благовоние".
Далее эволюция нефти зашагала семимильными шагами. Ученый В. Г. Шухов, расщепляя углеводороды, добился значительного увеличения объемов бензина.
С конца XIX века бензин прочно занял место популярного топлива для развивающегося мирового автопрома.
В те времена бензин считался еще и антисептиком, и приобрести его можно было в любой аптеке. И снова же нет сведений о его бесплатной раздаче страждущему человечеству.
Таким образом, поплутав в паутине веков, становится ясно – не выдавалось еще таких лучезарных времен бесплатного нефтепродукта.
А как дело с бесплатным бензином обстояло в СССР
Скажем прямо – и там не наблюдалось той самой лучезарности. Нефтепереработка являлась единым комплексом, а нефтеперерабатывающие заводы, в основном, строились рядом с местами нефтедобычи. Продукция их распределялась по трубопроводам потребителям первой категории, таких как армия, флот и прочие производства.
Государственные авто заправлялись не за наличный расчет, а по талонам, что понятно, никоим образом не определяет его "бесплатность". Частные автовладельцы заправлялись уже за деньги. Предпринимались попытки ввести талонную систему и для частников.
Талоны стали продаваться, особо подчеркнем слово – продаваться, во всех хозяйственных магазинах, в киосках "Союзпечати", иногда даже предлагались на сдачу вместо мелочи. Интересно то, что отношение к талонам было далеко не бережливым – при необходимости заправить 15 литров и не имея трех пятилитровых талонов, автовладелец мог спокойно отдать талон на 20 литров "без сдачи".
Но эту систему реализации вскоре сочли как неудачную, и оплата бензина вернулась в свое прежнее наличное русло.
Однако заметим, что цена на бензин была мизерной, к примеру, бензин марки А-66 стоил 6 копеек за литр – это цена двух стаканов газировки из автомата.
Бензин начал периодически дорожать уже в позднем СССР. К 1981 году цены выросли почти в два раза. Начались перебои с наличием бензина на АЗС.
Подводя итог, отметим, что никто из старшего поколения не припомнит таких благодатных периодов жизни, когда за бензин не требовалась оплата. Дешёвый был, бесплатного — не было.