Продолжаем вооружаться знаниями, необходимыми для выживания в жестоком мире менеджмента качества.
Напомню, что необходимость верификации внешних продуктов и услуг «произрастает» из требования п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 по управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками.
ГОСТ РВ 0015-002-2020 вставил свои пять копеек и установил, что упомянутую верификацию необходимо проводить по ГОСТ РВ 0015-308-2017 (для гражданской продукции действует ГОСТ 24297-2013).
Ну что, определимся с определениями?
Входной контроль – вещь серьезная и нужно её регламентировать. Чем? Как в анекдоте – регламентом. Ну, или стандартом организации или инструкцией. Кто должен разрабатывать? По моему мнению – самое заинтересованное подразделение, это ОТК. А вот перечни продукции, подлежащие входному контролю – другие:
- перечни комплектующих изделий – конструкторские службы;
- перечни сырья, материалов и полуфабрикатов – технологические службы.
Это уже не моё мнение, а требование ГОСТ 24297-2013. В ГОСТ РВ 0015-308 таких требований нет.
Указанные перечни целесообразно разрабатывать в виде приложений к основному СТО по входному контролю (предвижу вопрос и сразу отвечаю: да, приложения могут быть много толще основного СТО и в виде отдельной брошюры).
В этом стандарте нужно обязательно перекинуть мостик от верификации к входному контролю, например, следующей фразой:
«Реализация процедуры входного контроля является в ООО WW «WWW» способом верификации закупленной продукции.»
Целями реализации процедуры входного контроля, например, по ГОСТ РВ 0015-308 являются:
- проверка соответствия качества закупленной продукции требованиям технической и конструкторской документации, документов по стандартизации оборонной продукции и контрактов (договоров) на поставку (далее – установленные требования);
- предотвращение применения в организации при разработке и производстве ПВН закупленной продукции, не соответствующей установленным требованиям;
- получение информации о результатах деятельности внешних поставщиков.
Примечание: ПВН – продукция военного назначения.
Процедура входного контроля, как правило, включает следующие этапы:
- планирование входного контроля;
- организационное и ресурсное обеспечение входного контроля;
- прием закупленной продукции и подготовка к проведению входного контроля;
- проведение входного контроля;
- анализ результатов входного контроля;
- действия на основании анализа результатов входного контроля.
Основным документом, планирующим входной контроль, является перечень (приложение +++) комплектующих (покупных) изделий, полуфабрикатов, материалов и сырья, подлежащих входному контролю. Перечень подлежит согласованию с ОТК, метрологами, ВП (для Перечня по ГОСТ РВ 0015-308). Содержание перечня – по соответствующим ГОСТ (308 или 24297).
По ГОСТ РВ 0015-308 допускается по согласованию с ВП оформление Перечня в электронном виде при условии:
- функционирования в Вашей организации системы электронного документооборота;
- возможность использования (в том числе и ВП) электронных цифровых подписей при согласовании и утверждении Перечня.
Для повышения оперативности корректировки степени участия представителей ВП в процедуре входного контроля, ВП предоставляется право направлять в адрес Вашей организации перечень изделий и материалов (сырья), подлежащих входному контролю с участием представителей ВП. Форму этого перечня определяет ВП.
Организационное обеспечение входного контроля, как правило, включает:
- определение состава подразделений входного контроля и привлекаемых к его проведению;
- разработка и актуализация положения о подразделении, осуществляющем входной контроль;
- разработка и актуализация положений для подразделений из состава входного контроля и привлекаемых к его проведению.
По привлекаемым подразделениям целесообразно изложить примерно так:
«В состав подразделений входного контроля ООО WW «WWW» входят:
- ОМТС, включая складское хозяйство;
- ОТК, включая бюро входного контроля.
В состав подразделений, привлекаемых к проведению входного контроля, входят:
- инструментальное производство, в части подготовки образцов полуфабрикатов, материалов и сырья для проведения анализов и испытаний;
- аналитическая лаборатория, в части проведения анализа полуфабрикатов, материалов и сырья;
- испытательный центр, в части проведения испытаний полуфабрикатов, материалов и сырья;
- метрологическая служба, в части проведения измерений, для осуществления которых необходимы СИ, имеющиеся в организации в единственном экземпляре.»
Ресурсное обеспечение входного контроля может включать:
- создание рабочих мест (включая укомплектование необходимыми СИ, СК, ИО, единицами ОИТ), соответствующих установленным требованиям;
- организация мест хранения закупленной продукции в соответствии с её состоянием;
- обеспечение компетентным персоналом;
- информационное обеспечение.
Не забыть записать «священные» фразы про рабочие места:
«Входной контроль проводится на рабочих местах, расположенных в помещениях, отведенных соответствующими планировками.
Рабочие места БВК, включая рабочие места привлекаемых подразделений, оборудованы необходимыми СИ, СК, ИО и периодически аттестовываются на соответствие требованиям ТД в соответствии с требованиями СТО ++++++.
Рабочие места БВК, включая рабочие места привлекаемых подразделений, соответствуют требованиям безопасности труда, что периодически подтверждается результатами специальной оценки условий труда по СТО +++++.»
Информационное обеспечение процедуры входного контроля может включать:
- обеспечение ДС, КД, ТД (в том числе разработка ТД на: проведение отбора проб, проведение контроля КИ и др.), плановыми документами, другой необходимой информацией согласно СТО +++++ и настоящему стандарту;
- доведение до персонала, осуществляющего входной контроль, требований договоров на закупленную продукцию и изменений к ним согласно СТО +++++.
Далее регламентируем прием закупленной продукции и подготовку к проведению входного контроля.
Обычно прием и регистрацию продукции проводит представитель ОМТС. После приема и регистрации закупленной продукции, её размещения таким образом, чтобы обеспечить доступность продукции для контроля (СТО +++++), менеджер ОМТС оформляет карту входного контроля (приложение +++) и предъявляет продукцию на входной контроль по журналу (приложение +++).
Предъявление закупленной продукции осуществляется с учетом гарантийного срока хранения и времени её поступления: в первую очередь предъявляется продукция с меньшим оставшимся ГСХ и (или) более ранним временем поступления.
Кстати.
Если при приеме продукции по ГОСТ 24297 выявлены несоответствия – оформляется сохранная расписка. ГОСТ РВ 0015-308 этого не предусматривает, но никто не мешает ввести эту расписку в свой стандарт: держит в тонусе поставщиков... Не забываем внести расписку в договор.
Непосредственно входной контроль закупленной продукции представителями БВК (бюро входного контроля) обычно проводится в следующей последовательности:
- проверка сопроводительной документации, подтверждающей годность закупленной продукции и удостоверяющей ее (продукции) качество;
- отбор выборок или проб для проведения входного контроля;
- проверка комплектности и визуальный контроль продукции;
- контроль качества закупленной продукции согласно Перечню и (или) по технологическим процессам входного контроля (при невозможности изложить методы контроля в Перечне);
- оформление результатов входного контроля.
Фрагмент алгоритма проведения входного контроля может выглядеть так.
При контроле сопроводительной документации на закупленную продукцию, предъявленной ОМТС, БВК проверяет и тут – никакой самодеятельности:
а) соответствие комплектности сопроводительной документации на закупленную продукцию договору и правильность её оформления (в том числе, документы, удостоверяющие качество продукции);
б) легитимность поставки закупленной продукции и с целью исключения случаев применения поддельных (фальсифицированных) изделий и материалов (сырья), а также запуска в производство закупленной продукции, не соответствующей установленным требованиям, в том числе качество и происхождение которой документально не подтверждено и подлинность которой вызывает сомнение (о проверке легитимности и выявлении поддельной (фальсифицированной) мы с Вами читали здесь);
в) наличие в сопроводительной документации подписей должностных лиц ОТК поставщика, заверенных соответствующей печатью. Если закупленную продукцию принимает ВП при поставщике, то на сопроводительной документации должны быть подпись и печать (клеймо) его должностного лица.
г) наличие заявления о соответствии обязательным требованиям заказчика и других документов о качестве, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и договорами на поставку.
Есть несоответствия – работаем по СТО, регламентирующим рекламационно-претензионную работу.
Всё соответствует? Тогда начальник БВК:
а) для продукции, подлежащей контролю БВК (устанавливается Перечнем):
- организовывает силами БВК контроль отбора требуемого количества полуфабрикатов, материалов и сырья для проведения входного контроля. Отбор проводится персоналом складского хозяйства ОМТС с заполнением журнала (приложение ++++). Отбор выборки (пробы) производят в соответствии с ТД, оформленной в соответствии с требованиями КД (НД) на продукцию, ГОСТ 18321 (скоро заменят!), документации на поставку;
- организовывает силами БВК доставку отобранных выборок (проб) для проведения анализа или испытаний в ЦЗЛ и ИЦ соответственно с оформленными заявками (приложение +++);
б) для продукции, подлежащей совместному контролю БВК и ВП (устанавливается Перечнем организации, уточняется Перечнем ВП):
- уведомляет ВП о готовности к совместному проведению входного контроля закупленной продукции. Уведомление производится по журналу (приложение +++) с приложением сопроводительной документации на закупленную продукцию;
- организовывает силами БВК (с участием ВП) контроль отбора требуемого количества полуфабрикатов, материалов и сырья для проведения входного контроля. Отбор проводится персоналом складского хозяйства ОМТС с заполнением журнала (приложение +++). Отбор выборки (пробы) производят в соответствии с ТД, оформленной в соответствии с требованиями КД (НД) на продукцию, ГОСТ 18321, документации на поставку;
- организовывает силами БВК доставку отобранных выборок (проб) для проведения анализа или испытаний в ЦЗЛ и ИЦ соответственно с оформленными заявками (приложение +++).
Обратите внимание на тонкий момент: всегда были споры, как привлечь ВП на входной контроль. В некоторых организациях предъявляют, как серийную продукцию (что в корне неправильно), в некоторых – приглашают по телефону или лично, что может привести к задержкам контроля (когда у ВП «висит» 10 партий серийной продукции, предъявленной по документам, звонок будет откладываться...). Предлагается вариант с уведомлением о готовности, тем более, что ГОСТ предусматривает совместный контроль, но... Какой начальник БВК, прежде чем пригласить ВП, не проверит продукцию?
Перед отбором проб с ВП обычно проверяется:
- соответствие комплектности изделий и материалов (сырья) установленным требованиям;
- соответствие тары требованиям документации на поставку, целостность упаковки;
- соответствие содержимого упаковки сведениям, указанным в сопроводительной или эксплуатационной документации;
- соответствие сведений, указанных в сопроводительной документации, установленным требованиям (наименование изделий, материалов, сырья, наличие маркировки, печатей, клейм, подписей представителей ОТК поставщика и ВП, закрепленного за ним, даты изготовления);
- отсутствие внешних повреждений и дефектов;
- соответствие внешнего вида установленным требованиям;
- соответствие (соблюдение) гарантийных сроков установленным требованиям.
Далее начальник БВК:
а) для продукции, подлежащей контролю БВК (устанавливается Перечнем):
- организовывает контроль параметров закупленной продукции силами БВК или других подразделений согласно Перечню (приложение +++) с оформлением протокола согласно приложению +++ (при наличии указаний на оформление в Перечне);
- организовывает (при необходимости) отправку закупленной продукции для проведения измерений в метрологическую службу (с заявкой по форме приложения +++ применительно к ситуации);
- организовывает силами БВК получение и контроль протоколов испытаний (анализа, измерений) от ИЦ (ЦЗЛ, МС).
б) для продукции, подлежащей совместному контролю БВК и ВП (устанавливается Перечнем организации, уточняется Перечнем ВП):
- организовывает контроль параметров закупленной продукции согласно Перечню (приложение +++) силами БВК с участием представителей ВП с оформлением протокола согласно приложению +++ (при наличии указаний на оформление в Перечне);
- организовывает силами БВК получение и совместный с представителем ВП контроль протоколов испытаний (анализа, измерений) от ИЦ (ЦЗЛ, МС).
Если выявлены несоответствия – работаем с поставщиком согласно соответствующему СТО.
Если всё в пределах пределов, начальник БВК:
а) для продукции, подлежащей контролю БВК (устанавливается Перечнем):
- - вносит заключение о соответствии закупленной продукции установленным требованиям в экземпляры карты входного контроля – КВК (приложение ++++);
- - вносит силами БВК отметки о результатах входного контроля в журналы (приложения ++, ++, +++);
- - вносит силами БВК записи о результатах входного контроля в сопроводительную документацию на закупленную продукцию (паспорт, этикетка, сертификат и др.) с указанием номера протокола (при отсутствии необходимости оформления протокола указывается номер КВК) и даты испытания (оформления КВК);
- - передает силами БВК один экземпляр карты входного контроля кладовщику, журнал (приложение +++) – менеджеру ОМТС;
- - организовывает хранение сопроводительной документации на закупленную продукцию совместно с экземпляром карты входного контроля в течение срока, превышающего ГСХ изделия, в котором применена данная закупленная продукция.
б) для продукции, подлежащей совместному контролю БВК и ВП (устанавливается Перечнем организации, уточняется Перечнем ВП):
- - вносит заключение о соответствии закупленной продукции установленным требованиям в экземпляры карты входного контроля (приложение +++), в журнал уведомлений (приложение +++) и передает экземпляры карт совместно с журналом представителю ВП для внесения соответствующих заключений;
- - передает один экземпляр карты входного контроля представителю ВП;
- - вносит силами БВК отметки о результатах входного контроля в журналы (приложения +++);
- - вносит силами БВК отметки о результатах входного контроля в сопроводительную документацию на закупленную продукцию (паспорт, этикетка, сертификат и др.) с указанием номера протокола (при отсутствии необходимости оформления протокола указывается номер КВК) и даты испытания (оформления КВК);
- - передает силами БВК один экземпляр карты входного контроля кладовщику, журнал (приложение +++) – менеджеру ОМТС;
- - организовывает хранение сопроводительной документации на закупленную продукцию совместно с экземпляром карты входного контроля в течение срока, превышающего ГСХ изделия, в котором применена данная закупленная продукция.
Некоторые организации оформляют паспорта или даже литеры входного контроля, вроде бы не запрещено, но на мой взгляд карта входного контроля – логичнее. На вкус.
Анализ результатов входного контроля
Целями проведения анализа результатов входного контроля являются:
- анализ и подготовка данных для оценки и выбора поставщиков, проводимых по СТО +++;
- анализ и подготовка данных для принятия решения об ужесточении, ослаблении или отмене входного контроля отдельных видов закупаемой продукции.
Анализ и подготовка данных для оценки и выбора поставщиков производятся на основании сведений (приложение +++) о поставках закупленной продукции с нарушением установленных требований.
Решение об ужесточении, ослаблении или отмене входного контроля мы с Вами принимали здесь.
Не забываем про требования к режиму секретности и обеспечению защиты государственной тайны при входном контроле.
Действия в отношении рисков, возникающих при реализации процедуры могут быть следующими:
Готовые стандарты организации по входному контролю можно посмотреть:
- по ГОСТ 24297-2013: «СТО 8765RISO-155-2022 Управление закупками. Верификация процессов, продукции и услуг, поставляемыми внешними поставщиками»;
- по ГОСТ РВ 0015-308-2017: «СТО 123456RW-162-2021 Управление закупками. Верификация процессов, продукции и услуг, поставляемыми внешними поставщиками».
Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками посмотреть/скачать.
12.09.2021