После окончания Великой отечественной войны транспортная проблема ( в том числе проблема общественного транспорта) в СССР стояла как никогда остро. Основная часть предвоенных автобусов ГАЗ-03-30, ЗиС-8 и ЗиС-16, будучи мобилизованной в армию, погибла на фронтах. При этом эти автобусы уже к 1945 являлись морально и технически устаревшими. Требовалась машина с более высоким уровнем экономичности, производительности и комфорта. Таким стал первый советский послевоенный автобус принципиально новой конструкции - ЗиС-154.
До самого конца 1930-х гг. основной принцип разработки и изготовления автобусов в СССР (да и остальных странах мира) был прост: конструкторы брали за основу раму и шасси серийного грузового автомобиля, по возможности удлиняли их, ставили кузов на деревянном или металлическом каркасе и на выходе получали автобус с комфортом и характеристиками серийного грузовика. По такому принципу и были разработаны самые массовые предвоенные машины ГАЗ-03-30 и ЗиС-8. Однако уже в 1943 году стало ясно, что в послевоенный период от этих машин придется отказаться. Разработка автобуса совершенной иной перспективной вагонной компоновки началась в 1944 году. В качестве прототипа за основу был взят американский автобус GM семейства TDH (до 1943 года выпускались под маркой Yellow Coach). Эти машины были разработаны компанией General Motors еще в середине 1930-х годов и ко времени окончания Второй мировой войны являлись самыми массовыми автобусами в США, а кроме того экспортировались в ряд стран мира. По непроверенным данным в конце 1944 года один такой автобус был доставлен в СССР, где и подвергся изучению.
Первые ходовые прототипы нового автобуса были готовы уже летом 1946 года. Отличительной чертой новой машины был несущий кузов стальной кузов, обшитый дюралюминевыми листами.
Интересный факт: новый автобус предполагалось выпускать в рамках единого унифицированного семейства городского общественного транспорта, включавшего в себя помимо автобуса также трамвай и троллейбус. Такими машинами стали троллейбус МТБ-82 и трамвай МТВ-82. Правда, в отличии от автобуса ЗиС-154, несущими кузова новых машин не были, а представляли собой рамную конструкцию, обшитую внешними унифицированными алюминиевыми панелями.
Помимо несущего вагонного кузова другим важным отличием нового автобуса стали двигатель и трансмиссия. В кормовой части автобуса был установлен двухтактный четырехцилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-204Д мощностью 112 л.с., который, в свою очередь являлся копией дизеля GMC 4-71, разработанного американцами еще в 1938 году. В СССР данный мотор попал в годы войны в связи с его установкой на ряд армейских грузовиков и специальной техники, поставлявшейся в рамках программы ленд-лиза.
Однако, важным отличием нового автобуса от его американского прототипа была трансмиссия. Если большинство модификаций "американца" оснащалась гидромеханической трансмиссией, то советские конструкторы пошли еще дальше: вместо привычной коробки переключения передач на автобусе была установлена электромеханическая трансмиссия. В паре с двигателем был сблокирован генератор постоянного тока мощностью 50 кВт. Вырабатываемый ток подавался на тяговый электромотор, который, в свою очередь, передавал крутящий момент на задний мост. Такая конструкция была весьма передовой: отсутствие ступеней переключения передач повышало комфортность автобуса, снижало утомляемость водителя, однако не была лишена и недостатков. Новая конструкция требовала высокой культуры производства, а также специфического обслуживания - проще говоря механики автобусных парков попросту не умели ремонтировать трансмиссию, а высокой надежностью она не отличалась.
По сравнению с довоенными автобусами новая машины имела значительно большую массу, превышавшую 12 тонн, а также значительно лучшую динамику, в связи с чем для автобуса была разработана новая тормозная система с пневмоусилителем, которая использовала агрегаты нового грузового автомобиля ЗиС-150. Также от ЗиС-150 были заимствованы элементы рулевого управления, ходовой части и органов управления. Максимальная скорость автобуса ЗиС-154 достигала 65 км/ч.
Как уже было сказано выше, первые прототипы и предсерийные ЗиС-154 были выпущены в 1946 году, причем первые 10 машин собрал не ЗиС, а Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ). 8 декабря того же года машина официально была рекомендована к производству. Первые 75 автобусов ввиду отсутствия дизелей ЯАЗ-204Д были вынуждено оснащены закупленными в США моторами GMC 4-71. Начиная с июля 1947 года на машины устанавливались исключительно двигатели отечественного производства. В том же году была выпущена опытная удлиненная модификация ЗиС-154УД, которую планировалось использовать в качестве междугороднего автобуса.
Начиная с 1948 года объемы производства значительно увеличивались, однако в ходе эксплуатации новой машины одновременно выявлялись все новые недостатки. Самые большие нарекания вызывал двухтактный дизель: обладая неплохими эксплуатационными характеристиками, данный мотор вызывал множество нареканий по шумности и дымности, да и в целом не очень подходил для повседневной эксплуатации на городских маршрутах. Много проблем у ремонтников вызывала и электромеханическая трансмиссия - даже в самых передовых автобусных парках столь сложную конструкцию обслуживать в те годы еще не умели. В свою очередь у пассажиров новый автобус вызывал скорее положительные эмоции: объемный салон рассчитанный на 70 пассажиров, наличие отопителя, более комфортная чем у довоенных машин подвеска.
Несмотря на это уже к концу 1949 года руководство СССР и Завода имени Сталина приняло решение о постепенном сворачивании производства автобуса ЗиС-154, как неоправдавшего себя в процессе каждодневной эксплуатации и чрезмерной сложности конструкции. В 1950 году было собрано всего 207 автобусов этой модели, причем последние 40 машин были оснащены дефорсированным бензиновым двигателем от лимузина ЗиС-110 ( в паре с ним работала все та же электромеханическая трансмиссия). Всего же с декабря 1946 по апрель 1950 года было выпущено 1165 автобусов ЗИС-154, не считая ряда прототипов, после чего машина была заменена на новый автобус ЗиС-155, имевший меньшую длину и вместимость, и, несмотря на внешнее сходство, конструкцией технической части. В эксплуатации автобусы ЗиС-154 можно было увидеть до конца 1960-х, при этом ряд машин был модернизирован непосредственно в автобусных хозяйствах. По состоянию на 2021 год на территории бывшего СССР сохранился всего один аутентичный автобус ЗиС-154, который находится в коллекции музея Мосгортранса. Кроме того, энтузиастами было найдено еще не менее трех сохранившихся кузовов этих автобусов, которые также планируется восстановить до ходового состояния.
Если Вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, у нас будет еще много интересного! С уважением, авторы канала АвтоЗарисовки!
Все изображения в данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их авторов
Другие публикации нашего канала:
Итальянский универсал по-советски: история ВАЗ-2102
ГАЗ-31029: как появился "Ослобык" и почему его так прозвали?
Самый престижный автомобиль коллекции Брежнева - Mercedes-Benz 600 Pullman
Fiat 124 Sport Spider. Родственник "Жигулей" от Pininfarina.
Уральский автомоторный завод. Маленькая история большого завода.