Найти в Дзене
АвтоЗарисовки

"Первый послевоенный": автобус ЗиС-154

После окончания Великой отечественной войны транспортная проблема ( в том числе проблема общественного транспорта) в СССР стояла как никогда остро. Основная часть предвоенных автобусов ГАЗ-03-30, ЗиС-8 и ЗиС-16, будучи мобилизованной в армию, погибла на фронтах. При этом эти автобусы уже к 1945 являлись морально и технически устаревшими. Требовалась машина с более высоким уровнем экономичности, производительности и комфорта. Таким стал первый советский послевоенный автобус принципиально новой конструкции - ЗиС-154.

Автобус ЗиС-154 из коллекции музея Мосгортранса
Автобус ЗиС-154 из коллекции музея Мосгортранса

До самого конца 1930-х гг. основной принцип разработки и изготовления автобусов в СССР (да и остальных странах мира) был прост: конструкторы брали за основу раму и шасси серийного грузового автомобиля, по возможности удлиняли их, ставили кузов на деревянном или металлическом каркасе и на выходе получали автобус с комфортом и характеристиками серийного грузовика. По такому принципу и были разработаны самые массовые предвоенные машины ГАЗ-03-30 и ЗиС-8. Однако уже в 1943 году стало ясно, что в послевоенный период от этих машин придется отказаться. Разработка автобуса совершенной иной перспективной вагонной компоновки началась в 1944 году. В качестве прототипа за основу был взят американский автобус GM семейства TDH (до 1943 года выпускались под маркой Yellow Coach). Эти машины были разработаны компанией General Motors еще в середине 1930-х годов и ко времени окончания Второй мировой войны являлись самыми массовыми автобусами в США, а кроме того экспортировались в ряд стран мира. По непроверенным данным в конце 1944 года один такой автобус был доставлен в СССР, где и подвергся изучению.

Автобус GM-4509 образца 1944 года, который послужил одним из прототипов ЗиС-154.
Автобус GM-4509 образца 1944 года, который послужил одним из прототипов ЗиС-154.

Первые ходовые прототипы нового автобуса были готовы уже летом 1946 года. Отличительной чертой новой машины был несущий кузов стальной кузов, обшитый дюралюминевыми листами.

Интересный факт: новый автобус предполагалось выпускать в рамках единого унифицированного семейства городского общественного транспорта, включавшего в себя помимо автобуса также трамвай и троллейбус. Такими машинами стали троллейбус МТБ-82 и трамвай МТВ-82. Правда, в отличии от автобуса ЗиС-154, несущими кузова новых машин не были, а представляли собой рамную конструкцию, обшитую внешними унифицированными алюминиевыми панелями.

Помимо несущего вагонного кузова другим важным отличием нового автобуса стали двигатель и трансмиссия. В кормовой части автобуса был установлен двухтактный четырехцилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-204Д мощностью 112 л.с., который, в свою очередь являлся копией дизеля GMC 4-71, разработанного американцами еще в 1938 году. В СССР данный мотор попал в годы войны в связи с его установкой на ряд армейских грузовиков и специальной техники, поставлявшейся в рамках программы ленд-лиза.

Автобус ЗиС-154, фото 1954 года
Автобус ЗиС-154, фото 1954 года

Однако, важным отличием нового автобуса от его американского прототипа была трансмиссия. Если большинство модификаций "американца" оснащалась гидромеханической трансмиссией, то советские конструкторы пошли еще дальше: вместо привычной коробки переключения передач на автобусе была установлена электромеханическая трансмиссия. В паре с двигателем был сблокирован генератор постоянного тока мощностью 50 кВт. Вырабатываемый ток подавался на тяговый электромотор, который, в свою очередь, передавал крутящий момент на задний мост. Такая конструкция была весьма передовой: отсутствие ступеней переключения передач повышало комфортность автобуса, снижало утомляемость водителя, однако не была лишена и недостатков. Новая конструкция требовала высокой культуры производства, а также специфического обслуживания - проще говоря механики автобусных парков попросту не умели ремонтировать трансмиссию, а высокой надежностью она не отличалась.

Моторный отсек автобуса ЗиС-154
Моторный отсек автобуса ЗиС-154

По сравнению с довоенными автобусами новая машины имела значительно большую массу, превышавшую 12 тонн, а также значительно лучшую динамику, в связи с чем для автобуса была разработана новая тормозная система с пневмоусилителем, которая использовала агрегаты нового грузового автомобиля ЗиС-150. Также от ЗиС-150 были заимствованы элементы рулевого управления, ходовой части и органов управления. Максимальная скорость автобуса ЗиС-154 достигала 65 км/ч.

Автобусы ЗиС-154 в одном из автобусных парков Москвы, фото первой половины 1950-х годов
Автобусы ЗиС-154 в одном из автобусных парков Москвы, фото первой половины 1950-х годов

Как уже было сказано выше, первые прототипы и предсерийные ЗиС-154 были выпущены в 1946 году, причем первые 10 машин собрал не ЗиС, а Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ). 8 декабря того же года машина официально была рекомендована к производству. Первые 75 автобусов ввиду отсутствия дизелей ЯАЗ-204Д были вынуждено оснащены закупленными в США моторами GMC 4-71. Начиная с июля 1947 года на машины устанавливались исключительно двигатели отечественного производства. В том же году была выпущена опытная удлиненная модификация ЗиС-154УД, которую планировалось использовать в качестве междугороднего автобуса.

Автобус ЗиС-154 и троллейбус МТБ-82
Автобус ЗиС-154 и троллейбус МТБ-82

Начиная с 1948 года объемы производства значительно увеличивались, однако в ходе эксплуатации новой машины одновременно выявлялись все новые недостатки. Самые большие нарекания вызывал двухтактный дизель: обладая неплохими эксплуатационными характеристиками, данный мотор вызывал множество нареканий по шумности и дымности, да и в целом не очень подходил для повседневной эксплуатации на городских маршрутах. Много проблем у ремонтников вызывала и электромеханическая трансмиссия - даже в самых передовых автобусных парках столь сложную конструкцию обслуживать в те годы еще не умели. В свою очередь у пассажиров новый автобус вызывал скорее положительные эмоции: объемный салон рассчитанный на 70 пассажиров, наличие отопителя, более комфортная чем у довоенных машин подвеска.

-8

Несмотря на это уже к концу 1949 года руководство СССР и Завода имени Сталина приняло решение о постепенном сворачивании производства автобуса ЗиС-154, как неоправдавшего себя в процессе каждодневной эксплуатации и чрезмерной сложности конструкции. В 1950 году было собрано всего 207 автобусов этой модели, причем последние 40 машин были оснащены дефорсированным бензиновым двигателем от лимузина ЗиС-110 ( в паре с ним работала все та же электромеханическая трансмиссия). Всего же с декабря 1946 по апрель 1950 года было выпущено 1165 автобусов ЗИС-154, не считая ряда прототипов, после чего машина была заменена на новый автобус ЗиС-155, имевший меньшую длину и вместимость, и, несмотря на внешнее сходство, конструкцией технической части. В эксплуатации автобусы ЗиС-154 можно было увидеть до конца 1960-х, при этом ряд машин был модернизирован непосредственно в автобусных хозяйствах. По состоянию на 2021 год на территории бывшего СССР сохранился всего один аутентичный автобус ЗиС-154, который находится в коллекции музея Мосгортранса. Кроме того, энтузиастами было найдено еще не менее трех сохранившихся кузовов этих автобусов, которые также планируется восстановить до ходового состояния.

-9
Если Вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, у нас будет еще много интересного! С уважением, авторы канала АвтоЗарисовки!
Все изображения в данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их авторов

Другие публикации нашего канала:

Итальянский универсал по-советски: история ВАЗ-2102

ГАЗ-31029: как появился "Ослобык" и почему его так прозвали?

Самый престижный автомобиль коллекции Брежнева - Mercedes-Benz 600 Pullman

Fiat 124 Sport Spider. Родственник "Жигулей" от Pininfarina.

Уральский автомоторный завод. Маленькая история большого завода.

Авто
5,66 млн интересуются