Найти тему

"Блуждающий разум" - что общего у детей с РАС и СДВГ?

Оглавление

Не секрет, что дети с РАС и СДВГ нередко бывают прямо таки ОЧЕНЬ похожи.

Например, в этом исследовании на более чем 600 детей с диагнозами РАС и СДВГ

Are Autism Spectrum Disorder and Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Different Manifestations of One Overarching Disorder? Cognitive and Symptom Evidence From a Clinical and Population-Based Sample

было выявлено, что 30-80% детей с РАС прекрасно подходят и под критерии СДВГ. В то же время и 20-50% СДВГшкам при желании можно выставить РАС.

Но кроме статистики и цифр нужно действительно быть слепым, чтобы не заметить совпадения: несмотря на порой очень большую разницу в проявлениях, оба нарушения нередко дают одно и то же - задержки развития речи, социальные трудности и проблемы с эмоционально-волевой сферой.

Именно исходя отсюда учёные сделали предположение, что оба расстройства могут иметь одну базу, которая по-разному работает, поэтому в одном случае мы видим СДВГ, в другом - аутизм. В последние годы было выдвинуто и активно исследуется предположение, что этой базой является дефолт система мозга.

Естественно, слово "дефолт" не имеет ничего общего с дефолтом 98-го. Это всего лишь калька с английского варианта названия - "default mode network". У нас эта система имеет такое название - "сеть пассивного режима работы мозга" (далее СПРРМ).
Эта сеть была открыта в начале 2000-х годов группой нейрофизиологов под руководством американского профессора Маркуса Рейчела.

СПРРМ представляет собой обширные связи между отдаленными друг от друга участками мозга. По названию может показаться, что это сеть, которая включается во время бездействия мозга, однако это не совсем так. Это некий мыслительный режим (его ещё называют "блуждающий разум"), в ходе которого мы обдумываем разные вещи. Это может быть что-то стоящее, вроде мыслей о только что прочитанной умной книжке, а может быть какая-то ерунда про то, как надо было ответить обидчику в каком-то мохнатом году.

"Блуждающий разум" - из открытых источников
"Блуждающий разум" - из открытых источников

Такие мыслительные путешествия помогают нам вспоминать и анализировать прошлое и мечтать о будущем, рассуждать над действиями других людей и их правильностью, делать неожиданные открытия, обдумывая как решить какую-то проблему. В общем, мозг совсем не отдыхает в "пассивном режиме" - он занят обработкой текущего познавательного и социального опыта.

Без СПРРМ качественное обучение и принятие решений невозможно, так как нет мыслительной деятельности. Вероятно, именно поэтому люди почти половину времени находятся в этом режиме "переваривания" информации. Но СДВГшки и дети с РАС, похоже, здесь отличаются от большинства.

Нет, СПРРМ у них не бездействует. Наоборот, она слишком активна. Получается, что собственные размышления постоянно отвлекают ребенка, не дают ему собраться. "Как так?" - спросите вы - "Ведь выше написано, что активность СПРРМ - это хорошо". Хорошо, но, как и всегда, в меру. Постоянно "витая в облаках" мало чему научишься.

Чтобы лучше понять ребенка, вспомните любое событие, которое заинтересовало вас или заставило сильно нервничать. И вот вы делаете что-то, но мыслями постоянно в этом самом событии. Уверена, что это сильно сказывалось на вашем внимании, качестве работы и общении с другими людьми. Именно это, похоже, постоянно происходит с СДВГшками и аутистами. Только у них подобное не какое-то редкое событие, а почти перманентное явление. Причем нервничать им даже не требуется - СПРРМ "включается" сама по себе.

Тем не менее, при СДВГ и аутизме есть свои нюансы работы этой сети, что, по-видимому, и обуславливает разность проявлений.

Что не так при СДВГ?

Замечена чрезмерно плотная связь между СПРРМ и другой сетью - FPN. Это, если на русский, центральная исполнительная сеть (ЦИС), которая включается, когда требуется активное произвольное внимание.

Например, при чтении, обучении, выполнении любых задач, требующих повышенной внимательности. Гиперсвязь между этими двумя сетями приводит к тому, что СПРРМ вмешивается в работу и "вышибает" ЦИС, а мы видим типичное для СДВГшки поведение: вот он прекрасно сидел на стульчике и что-то супервнимательно делал, а в следующую минуту, простите, словно моча в голову ударила - ребёнок вдруг вскочил и начал бегать/песни петь/на всё отвлекаться.

Теперь вы можете знать, что это за явление - выключилась ЦИС, зато врубилась СПРРМ, которую об этом никто не просил. Кроме ЦИС, СПРРМ у СДВГшек, судя по всему, любит вмешиваться и в работу сетей внимания, что и приводит к тому, что у таких детей внимание неустойчивое, особенно целенаправленное. В Nature можно почитать анализ исследований на этот счёт, если кому интересно.

При СДВГ тоже есть некоторый социальный дефицит - такие дети хуже предсказывают чужое поведение, а по сравнению с нормой их реакции напоминают поведение ребёнка на пару лет младше своего возраста. Причина социального дефицита СДВГ по мнению ученых лежит в их "провалах" внимания. Они ведут к тому, что СДВГшки получают меньше информации из окружения и, соответственно, медленнее развиваются.

А что наблюдаем при РАС?

Здесь несколько иной момент. У таких детей и взрослых тоже слишком высокая связность между СПРРМ и ЦИС, однако сюда также добавляется аномальная связь с ещё одной сетью - SN (salience network - сеть значимости).

Возможно, некоторые из вас уже поняли, что помимо просто ухода мозга из активной деятельности в "облака", при РАС подмешивается ещё и то, что мозг аутиста начинает считать кое-что нестоящим внимания. Учитывая, что SN отвечает за социальное поведение, коммуникацию, осознание "Я", думаю, ясно, что отбрасываются именно эти "малоинтересные" вещи. Мозг аутиста о них не думает или думает специфически. Отсюда, по-видимому, и "Ахиллесова пята" РАС - сильный социальный дефицит.

А в остальном да, схожесть с СДВГ - нередки витания в облаках, невнимательность, скакание с темы на тему, но о том, что интересно ребенку (видимо, о том, что его СПРРМ думает сейчас). Также, из СПРРМ вероятно растут ноги у некоторых стереотипий, таких, как эхолалии, вокализации - это когда ребенок просто так внезапно начинает что-то выкрикивать и говорить шаблоны не в тему.

В этом материале я писала о небольшом, но очень интересном исследовании о том, как можно уменьшить количество таких стереотипий:

Вокализации - о странных выкриках детей с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития. Разбираемся, как их уменьшить
Всё об алалии, аутизме и ЗПР20 мая 2021

Вкратце: детей с РАС, когда они начинали так делать, прерывали взрослые, задавая ребенку серию простых вопросов, требовавших, тем не менее, включения мозга и сознания. Например "Сколько тебе лет?", "Как тебя зовут?", "Сколько будет 1+1?" По результатам этого исследования оказалось, что такой подход улучшил речь, коммуникацию и уменьшил стереотипии.

Почему? Вероятно как раз потому, что аутиста выдергивали из "блуждания разума" и заставляли включать внимание в целом и к людям. Аномально связанные с СПРРМ другие нейронные сети таким нехитрым методом немножко постепенно корректировались.

Что ещё интересного можно на этот счёт сказать?

Исследования СПРРМ весьма обнадеживают тем, что их реально много, они не все, но большей частью воспроизводимы (результаты одних ученых плюс-минус повторяются у другой группы ученых) и с их помощью исследователи надеются для начала вывести единую "картину" фМРТ типового мозга при аутизме и СДВГ, что позволит ставить более точный диагноз. Например, в этом исследовании

Surface-based shared and distinct resting functional connectivity between attention deficit hyperactivity disorder and autism spectrum disorder

ученым удалось по МРТ отличить мозг ребенка с РАС от нормы в 76,3%, а в случае с сравнением "СДВГ-норма" вообще в 84,1%. Также, они смогли отграничить РАС от СДВГ в почти 80% случаев. Согласитесь, это точно поинтереснее "гаданий на кофейной гуще" в кабинете у каждого нового врача.

Ну и, как видите, по эксперименту с вокализациями, о котором я вспомнила чуть выше, учитывая такие особенности ребенка, можно понять, что еще можно сделать, чтобы хоть где-то становилось хоть понемногу лучше. Некоторые такие идеи планирую высказать в следующем материале.

Спасибо что читаете меня!

Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)