Когда-то давно у меня был пост «Навсегда забудьте слово «от»» о том, что слово «от», которое многие соискатели произносят в начале переговоров, обычно ничего не значит и работодатель слышит только цифру. Мне часто клиенты задают вопрос о том, можно ли назвать зарплату выше, чем при первом контакте, на втором-третьем собеседовании? Для того, чтобы ответить на этот вопрос расскажу о правилах формирования цены на рынке:
1. Первым цену называет продавец. На рынке труда продавец – это соискатель, который ищет работу, т.е. продает свои услуги работодателю. Поэтому принято, что он первый озвучивает свои зарплатные ожидания. Даже если компания указывает вилку зарплаты, она все равно спрашивает, на какие цифры ориентируется сам кандидат.
2. Все имеет свою цену. Цена может «плавать» в пределах нескольких десятков процентов, но цена на один и тот же товар не может отличаться в разы. Например, один и тот же хлеб может стоить в магазине «эконом» 50 руб., а в магазине для бизнес-класса – 80 руб. Но никто не купит его за 500 руб. даже в элитном магазине, т.к. за эти деньги можно купить хлеб совершенно другого качества. Так же и у каждого соискателя есть своя стоимость на рынке. Она зависит от многих факторов (образования, опыта, навыков, региона проживания и т.п.). Однако она плюс-минус одинаковая вне зависимости от того, в какую компанию он устраивается работать. И она НЕ зависит от объема задач, т.к. определенный объем задач позволяет выполнять определенная квалификация. Если в компании объем задач меньше, то, как правило, она отказывает кандидату как переквалифицированному. Случаи, когда переквалифицированного соискателя нанимают, бывают, но это скорее исключение.
3. Цена может стать ниже, но никогда не повышается. Если вы придете в магазин, где ценник на хлеб 50 руб., а отстояв очередь за ним увидите на кассе сумму 70 руб., то вы развернетесь и уйдете. Также говорить работодателю, что вы рассматриваете зарплатные предложения «от…», бессмысленно. Если после обсуждения задач, вы понимаете, что «продешевили» и назовете большую сумму, это будет воспринято с недоумением. Поэтому я всегда рекомендую своим клиентам озвучивать сумму чуть больше той, на которую они согласятся. Тогда у них остается шаг для переговоров, т.е. если кандидат компании интересен, но у нее меньше бюджет, то она всегда скажет об этом, и соглашаться или нет – уже дело кандидата.
4. Исключение из правила № 3 – аукцион. На рынке труда в чистом виде аукционы не проводятся. Но что-то подобное происходит с очень востребованными специалистами, за которыми охотятся сразу много компаний. Например, сейчас устроить аукцион могут позвонить себе некоторые (не все!) айтишники. Таким образом в переговорах с работодателем:
• Повышать свою стоимость в процессе переговоров в 99% случаев нельзя. Это будет воспринято как неадекватное поведение.
• Знать ответ на вопрос о ваших зарплатных ожиданиях вы должны уже тогда, когда отправляете отклик на вакансию. Для этого необходимо провести предварительный анализ рынка труда и компании. Если компания звонит вам сама и вам некомфортно назвать сумму, т.к. вы ничего не знаете о ней, не говорите зарплатные ожидания сразу, возьмите паузу.
• Если вы уже назвали сумму, то придерживайтесь ее.
• Если у вас много вариантов, очень сильная позиция в переговорах или вы не боитесь потерять это предложение, то можете повышать зарплатные ожидания в процессе. Но будьте готовы к тому, что компания выйдет из переговоров.
Карьерная консультация по поиску работы
Книга «Поиск работы по рецепту»
Читайте также:
• Новости рынка труда за июль 2021
#карьерный консультант #карьерное консультирование #переговоры о зарплате #зарплатные ожидания