Найти в Дзене
SAMCOM

Почему грузоперевозки дорожают? И как это повлияет на отрасль и экономику страны?

Оглавление

Этим летом в сфере автомобильных грузоперевозок произошёл заметный рост цен. По данным Минтранса стоимость услуг в отрасли увеличилась в среднем на 20%. И продолжает расти.

Правительство России бьёт тревогу и собирается бороться с удорожанием. В первую очередь они обеспокоены ростом цен на доставку продуктов питания, а также вещей первой необходимости.

Почему цены на автомобильные грузоперевозки растут? И что это значит для отрасли и экономики в целом? На эти два вопроса мы, ГК SAMCOM, постараемся ответить в этом материале.

Почему цены на грузоперевозки растут?

За последние полтора года в отрасли произошло много изменений, которые в той или иной мере сделали такой исход неизбежным. Среди них пандемия, упразднение ЕНВД, ограничения для большегрузов на въезд в Москву. Также этим летом поползли вверх цены на вещи первой необходимости для перевозчиков — топливо и запчасти.

-2

О каждом изменении по порядку.

  1. Пандемия. Прошлый год для перевозчиков был тяжёлый и тернистый: ограничения на выезд из страны, нестабильный спрос, падение платёжеспособности клиентов — всё это сильно отразилось на отрасли: доходы начали падать, положение перевозчиков стало более шатким, но при этом финансовая нагрузка никак не изменилась. Всё это привело к тому, что с рынка стали уходить частные перевозчики и небольшие транспортные компании.
  2. Переход с ЕНВД на патентную систему налогообложения, УСН или ОСНО. У ЕНВД было много послаблений для плательщиков. Например, освобождение от налога на прибыль (для юрлиц) или НДФЛ (для ИП), НДС (с определёнными исключениями), налога на имущество. Но самое главное, используя этот налоговый режим, предприниматели платили налог не с реальной прибыли, а с вменённой. Сейчас же послаблений в трёх доступных систем налогообложения меньше, а требований к плательщикам больше, что, увеличило издержки грузоперевозчиков.
  3. Ограничения для большегрузов на въезд в Москву. С 1 июля грузовики с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн могут въезжать в пределы МКАД в дневное время только по пропуску. Для 12-тонников такое правило действует круглосуточно ещё с февраля. Эти изменения привели к тому, что цены на забор и доставку груза из Москвы и МО значительно выросли. Также часть грузоперевозчиков, которая не смогла приспособиться к работе в новых условиях, отказалась от работы в этом регионе.
  4. Рост цен на топливо и запчасти. Произошло во многом из-за инфляции и падения рубля. По понятным причинам увеличение цен на ключевые статьи расходов грузоперевозчика сильно отразилось и на стоимости их услуг.
  5. Регулярное увеличение затрат. Тариф Платона продолжает стабильно расти раз в год, работа в МО требует дополнительных затрат на оплату ЦКАД. Плюс со следующего года перевозчикам стоит вкладываться в запуск ЭДО, чтобы сохранять конкурентоспособность на рынке. Всё это не может не отразиться на ценах в отрасли.

Чем обернётся рост цен для отрасли и экономики страны?

-3

Если говорить о нём в масштабах отрасли, то, несмотря на рост цен, увеличения прибыли у грузоперевозчиков как таковой не происходит. Всё потому, что растут в первую очередь издержки. Такой подход сильно усложняет работу частным перевозчикам и небольшим компаниям, так как это снижает их конкурентоспособность на рынке.

Получается, что в отрасли смогут зарабатывать только более или менее крупные компании, у которых есть возможности для развития.

Если говорить о влиянии роста цен в масштабах всей страны, то это увеличение затрат на доставку большинства товаров и техники, а значит и увеличение конечной стоимости и того, и другого для потребителя.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.