Еще в конце XIX века корабельную артиллерию стали разделять на три вида: главный калибр – самые мощные орудия калибром до 305 мм, средний калибр – 152 – 203-мм орудия, противоминный – 75-мм орудия. Имелись и малокалиберные пушки калибром 37 – 47 мм. Такое разделение с некоторыми изменениями существовало до 1930-х годов XX века. Однако, перечисленные выше орудия были и главным калибром для разных кораблей русского флота.
Так, перед началом русско-японской войны Россия стала срочно укреплять Тихоокеанский флот. Поскольку русские заводы были загружены заказами, корабли пришлось заказать за границей. В Германии строились бронепалубные крейсера «Богатырь», «Новик», «Аскольд». Франция строила для России эскадренный броненосец «Цесаревич», Америка – крейсер «Варяг».
Орудия для этих кораблей были изготовлены и установлены на них в России. Крейсер «Варяг» получил 12 152-мм орудий главного калибра, 12 75-мм орудий, 2 63-мм десантных орудия Барановского 8 47-мм и 2 37-мм скорострельных пушки Гочкиса. Столько же орудий установили на «Аскольд». «Новик» был быстроходным кораблем, поэтому в отличие от вышеназванных крейсеров, на нем установили 120-мм орудия главного калибра.
Русское Морское министерство закупило в Германии шесть пассажирских лайнеров, переоборудовав их во вспомогательные крейсера. Однако, вооружение этих кораблей было очень слабым, что резко снизило их боевую ценность как рейдеров. Германский вариант вооружения предполагал установку на них 8 150-мм орудий, 4 120-мм, 2 88-мм и 2 57-мм орудия. Наши же адмиралы отказались от него и поставили на корабли 2 120-мм, 5 75-мм и 8 57-мм орудий. Возможно, они не хотели связываться с незнакомыми калибрами, каким был калибр 88 мм. Но при сравнении артиллерийского вооружения становится понятно, что германский вариант позволял бороться даже с бронепалубными крейсерами японцев. Допустим, у нас не было 88-мм орудий, так можно было поставить 8 152-мм, 4 120-мм, 5 75-мм и 2 57-мм орудий, что являлось бы, по мнению автора, примерным эквивалентом германскому вооружению.
Большинство русских корабельных орудий были французскими или английскими. Это объясняется тем, что в русском Морском министерстве появились франкофилы, которые попытались свернуть выгодное русско-германское сотрудничество. Частично это им удалось, но в отличие от ситуации с полевой артиллерией, ориентация русского правительства на закупку французских и британских корабельных орудий не привела к столь печальным последствиям. Британские орудия имели неплохую бронепробиваемость, не уступая по этому показателю немецким орудиям системы Круппа.
Французские орудия на кораблях российского флота были представлены 152-мм, 120-мм и 75-мм орудиями системы Кане, 37-мм пятиствольными и одноствольными пушками Гочкиса и 47-мм одноствольными пушками Гочкиса. Интересный факт –120- и 152-мм орудия Кане в начале своей эксплуатации в русском флоте имели унитарный патрон, однако в дальнейшем на кораблях перешли на раздельно-гильзовое заряжание. По лицензии производились в России Обуховским сталелитейным заводом (ОСЗ) и Пермским орудийным.
В то же время в России для броненосцев береговой обороны конструктором А.Ф. Бринком были разработаны 10-дюймовые (254-мм) орудия с длиной ствола 45 калибров. Они были предложены в двух вариантах, был выбран вариант с высокой бронепробиваемостью (685 мм стальной брони), но его недостатком оказался очень слабый ствол, который очень быстро расстреливался и подлежал замене новым. Эти орудия были установлены в качестве главного калибра на броненосцах береговой обороны «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин», а также эскадренном броненосце «Пересвет». А вот второй эскадренный броненосец типа «Пересвет» - «Победа» - получил улучшенные 254-мм орудия.
В русско-японской войне русские броненосцы береговой обороны выступили в несвойственной для них роли эскадренных броненосцев, для которой они конструктивно не были предназначены. Помимо слабого вооружения, у них был малый запас хода и малая осадка, характерная для Балтийского моря, ведь это были корабли Балтийского флота.
Цусимское морское сражение выявило недостатки русских бронебойных снарядов, большая часть которых при попадании в корабль противника не взрывалась. Наоборот, японские фугасные снаряды, снаряженные шимозой, при попадании в русские корабли при взрыве давали большое число осколков и вызывали пожары, причем, несмотря на то, что экипажи перед боем убирали все деревянное и горючее, это не помогало.
Кроме того корабли старой постройки, например, эскадренный броненосец «Император Николай I», использовали старый дымный порох, что снижало скорострельность их орудий по сравнению с кораблями, использующими новый пироксилиновый порох.
После окончания русско-японской войны появился новый тип кораблей – линейные корабли или дредноуты, которые сразу же обесценили старые эскадренные броненосцы. Соответственно, изменился и состав артиллерийского вооружения. Так, если эскадренный броненосец имел 4 305-мм орудия главного калибра, размещенные в двух двухорудийных башнях на носу и корме, то английский корабль «Дредноут», который и дал название новому типу кораблей – 10 305-мм орудий в пяти двухорудийных башнях. За счет увеличения числа орудий главного калибра уменьшилось число орудий среднего калибра, т.к. выяснилось, что они практически не участвуют в бою, поскольку корабли противника не подходят на дистанцию их стрельбы. При этом на кораблях их было очень много, русские корабли несли 10-12 152-мм орудий. Противоминные пушки увеличили свой калибр с 75 мм до 120 мм.
Россия не осталась в стороне от новинки, но сначала в ранг линкоров были переклассифицированы эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан», «Евстафий», «Слава», «Андрей Первозванный». Последний корабль в этом списке был построен с учетом опыта русско-японской войны и получил более мощную артиллерию, в состав которой вошли 4 305-мм орудия главного калибра и 14 203-мм орудий среднего калибра, из которых 8 орудий были установлены в четырех двухорудийных башнях, а шесть – в казематах верхней палубы. Линкоры же были заложены на русских заводах в 1909 г. и спущены на воду в конце 1914 г. Тогда же они были приняты флотом. Это были линкоры «Гангут», «Петропавловск», «Севастополь» и «Полтава». В отличие от броненосцев, новые корабли имели линейное расположение башен главного калибра, что позволило увеличить количество орудий в башне – их стало три, а всего корабли несли 12 305-мм орудий в четырех трехорудийных башнях. По вооружению они превосходили английский «Дредноут». В качестве противоминных на них установили 16 120-мм пушек фирмы «Виккерс». Эти 50-калиберные орудия использовались русским флотом с 1905 года. Они состояли на вооружении броненосного крейсера «Рюрик», мониторов типа «Шквал».
Когда царскому правительству стало известно, что в Англии для турецкого флота были заложены три линейных корабля, было дано указание усилить Черноморский флот новым типом кораблей. Для этого на судостроительном заводе в Николаеве заложили линкор «Екатерина II», а на заводе Русского судостроительного общества - «Императрица Мария» и «Император Александр III». «Императрицу Марию» спустили на воду в 1913 г., остальные два линкора – в 1914 г.
«Императрица Мария» получила на вооружение 12 305-мм, 20 130-мм орудий. Также на кораблях появились зенитные орудия. Это были 75-мм орудия Кане, установленные на станок системы Меллера, дающий возможность зенитной стрельбы с максимальным углом возвышения ствола 75 градусов. Калибр средней артиллерии 130 мм ранее русским флотом не использовался. Это было 130-мм орудие обр. 1913 г. с длиной ствола 55 калибров производства ОСЗ. Эти орудия предназначались для использования в качестве противоминной артиллерии. Однако, корабль прослужил в составе флота недолго. В 1916 г. в артиллерийском погребе прогремел взрыв, в результате которого «Императрица Мария» затонула.
После боев с японцами Морское министерство добилось выделения кредитов на постройку новых кораблей взамен поврежденных. Заказы на корабли были размещены за границей. Так, во Франции в 1905 г. был заказан крейсер «Адмирал Макаров», а в Англии – броненосный крейсер «Рюрик». В России по проекту «Адмирала Макарова» заложили еще два корабля – крейсера «Баян» и «Паллада». На них увеличили количество 75-мм пушек – их стало 22.
К моменту начала Первой мировой войны крейсера были разделены на четыре типа: броненосные, легкие, тяжелые и линейные. Легкие крейсера вооружались артиллерией калибром до 152 мм, а тяжелые – калибром до 203 мм. Линейные крейсера имели артиллерию главного калибра такую же, как и линейные корабли, т.е., от 280 мм до 381 мм. В России в 1913 г. были заложены несколько легких крейсеров, но их строительство затянулось, а вскоре Российская империя рухнула. Судостроительной программой 1912 г. предусматривалось строительство 4 линейных крейсеров. Орудиями главного калибра этих кораблей должны были стать 14-дюймовые (356 мм) пушки, которых на них должно было быть 12 штук. Однако, политическая ситуация в России привела к тому, что ни один корабль не вступил в строй, хотя к 1916 г. все 4 корабля (в виде корпусов) были спущены на воду. Но в конце 1917 г. Временное правительство своим постановлением приостановило постройку кораблей типа «Измаил». В результате, от них остались только 11 356-мм орудий, которые были изготовлены в металле (10 – английской фирмой «Виккерс», 1 – ОСЗ), но их уже некуда было устанавливать.
Эскадренные миноносцы к началу Первой мировой получили на вооружение новые 102-мм орудия с длиной ствола 60 калибров. Они производились на ОСЗ. 4 таких орудия стали главным калибром новой серии эсминцев типа «Новик».