Коррупция в таможне — тема щекотливая и любопытная, но её стараются избегать и таможенные органы, и коммерсанты. Глупо было бы делать вид, что этого не существует. Но то, что есть предприниматели, предлагающие взятки, и есть таможенные инспектора, намекающие на альтернативные способы разрешения вопросов — факт.
Этот факт подтверждается нескончаемым потоком новостей о поимке коррупционеров. Сегодня мы пройдемся по новостным сводкам, объединив этот дайджест названием “За что на таможне дают взятки”.
Взяточничество расцветает там, где на решение напрямую влияет человек. Именно поэтому Федеральная таможенная служба с годами усерднее реализует концепцию электронного декларирования, включает в своей системе какие-то алгоритмы, рандомно распределяющие декларации и инспекторов, которые будут проверять грузы, что-то тасует, меняет, проводит эксперименты с таможенным оформлением. Это приносит свои плоды: известия о резонансных делах о коррупции в таможенных органах доносятся до общественности доносятся всё реже.
По словам руководителя управления по противодействию коррупции ФТС, в каждой части страны — своя специфика:
Через границу с Китаем чаще нелегально провозят товары народного потребления. Смоленск — точка входа санкционных товаров. Для западного региона актуален нелегальный ввоз табачной продукции. В Сибири и на Урале — лес, на Северном Кавказе — мандарины из Грузии или Абхазии.
Играем в жмурки
В основном, конечно, взятки дают/берут за “закрытые глаза”, т.е. отсутствие контроля за перемещением товаров с сопутствующей проверкой документов, взиманием пошлин, осмотром того, что вообще в контейнере лежит.
Вот, например, новость с берегов Балтики, где инспектор предложил коммерсанту закрыть глаза на незадекларированные товары. В качестве оплаты своей услуги он запросил 50 тыс. рублей. Но был задержан оперативниками при получении взятки.
Или вот: инспектор Кингисеппской таможни получил 200 евро за то, что не стал досматривать автомобиль. Его привлекли к ответственности и назначили штраф суммой 800 тыс. рублей.
Нарушение срока временного ввоза автомобиля
Как известно, растаможить автомобиль — дело крайне дорогое, может вставать в половину, а то и больше стоимости собственно автомобиля. Поэтому некоторые предпочитают нарушать закон и пользоваться незаконными инструментами.
Согласно статье 264 ТК ЕАЭС ввозить транспортные средства для личного пользования в рамках временного ввоза возможно не более чем на один год. Пошлины в таком случае не платятся.
Но если машина повторно не пересекает границу (т.е. не уезжает в обратном направлении) её сложно обнаружить. Нарушения вскрываются, если сотрудники ГИБДД решат проверить основания для нахождения автомобиля с иностранными номерами в России.
В Адлере, например, сотрудник таможни предлагал автовладельцу заплатить 20 тыс. рублей, чтобы не привлекать гражданина к ответственности за на нарушение сроков временного ввоза. Оказался на скамье подсудимых.
Коррупция внутри
Редки и удивительны случаи, когда сотрудники внутри системы пытаются подкупить друг друга. Например, сотрудника службы по противодействию коррупции просили не замечать огрехи работы одного из таможенных постов, для начала предлагая полмиллиона рублей наличными, рассказывал как-то газете "Ведомости" начальник всё того же управления по борьбе с коррупцией ФТС.
Когда-то давно в профессиональной среде ходили слухи, будто бы место досмотрового инспектора (который выносит главное решение по грузу) стоит порядка 1 млн рублей (речь шла о конкретном регионе, очень жирном с точки зрения грузопотока). Надо полагать, что сейчас, с внедрением ЦЭДов, цифровизации, автоматизации и прочего добра должность досмотрового не такая уж лакомая.
Ну и в заключение, чтобы спать спокойно, напомним: действия коррупционного характера преследуются по закону и влекут за собой уголовную ответственность. Если у вас вымогают взятку, существуют анонимные горячие линии, в том числе в самой ФТС, по которым вы можете обратиться.