Посмотрев фильм «Куприн. Поединок» (2014), я перечитала повесть. И так жалко мне стало бедных полковых дам!
Ведь Куприн их просто уничтожает в своем «Поединке». Выбивает последнюю опору из-под ног. Каково было им читать эту повесть?
Кстати, посмотрела и другие экранизации «Поединка». Понравился фильм 1957 года с Ириной Скобцевой в роли Шурочки.
Там и атмосфера прекрасна, и костюмы по моде 1894 года, когда происходит действие повести.
Что интересно? Дамские наряды в фильме 1957 года – все с пышной отделкой.
Платья с пышной отделкой, как в фильме «Анна на шее». Можно ли называть их безвкусными?
Мне кажется, это неспроста. Ведь только такие наряды и можно было перешить к новому празднику.
Да и то не все. С началом эпохи модерна (1890 год) силуэт платья стал довольно простым, а юбки – гладкими.
Отделка располагается на лифе и декольте. Но она не скрывает роскошной ткани платья. Если ткань, конечно, роскошная…
Такое платье, как на портрете ниже, пожалуй, перешить можно. Меняем кружева, вместо гвоздик лепим анютины глазки или жёлтые розочки…
А как перешить вот такие платья?
У лилового – слишком броская ткань. Заменишь отделку – всё равно все поймут, что это старое, перешитое платье.
А белое с голубым? Или зелёное с чёрным? Не знаю…
Но посмотрим, что пишет Куприн.
«…Прежде, год тому назад, Ромашов ужасно любил эти минуты перед балом, когда… он встречал в передней входящих дам. Какими таинственными и прелестными казались они ему, когда, возбужденные светом, музыкой и ожиданием танцев, они с веселой суетой освобождались от своих капоров, боа и шубок. Вместе с женским смехом и звонкой болтовней тесная передняя вдруг наполнялась запахом мороза, духов, пудры и лайковых перчаток, – неуловимым, глубоко волнующим запахом нарядных и красивых женщин перед балом…
Какими блестящими и влюбленными казались ему их глаза в зеркалах, перед которыми они наскоро поправляли свои прически! Какой музыкой звучал шелест и шорох их юбок! Какая ласка чувствовалась в прикосновении их маленьких рук, их шарфов и вееров!»…
А теперь – разрушение романтики.
«Теперь это очарование прошло… Он знал, что полковые дамы по годам носят одно и то же «шикарное» платье, делая жалкие попытки обновлять его к особенно пышным вечерам, а перчатки чистят бензином. Ему смешным и претенциозным казалось их общее пристрастие к разным эгреткам, шарфикам, огромным поддельным камням, к перьям и обилию лент: в этом сказывалась какая-то тряпичная, безвкусная, домашнего изделия роскошь. Они употребляли жирные белила и румяна, но неумело и грубо до наивности…
Но неприятнее всего было… то, что он… знал закулисные истории каждого бала, каждого платья… он знал, как за ними скрывались: жалкая бедность, усилия, ухищрения, сплетни, взаимная ненависть, бессильная провинциальная игра в светскость и наконец скучные, пошлые связи»...
В повести «Юнкера» Куприн пишет, что размер жалования подпоручика, выпускника юнкерского училища, равнялся 43 рублям в месяц.
Это ни о чём.
Ведь даже небогатый Карандышев может заказать для невесты нарядное платье за 50-60 рублей.
На ком мог жениться армейский офицер конца 19 века, если у него не имелось других доходов, помимо ничтожного жалования? Кто пойдёт за него? Кто отдаст за него свою дочь?
Я понимаю, что повесть Куприна - упрёк и предупреждение властям. Что он написал всего лишь горькую правду...
Но полковых дам мне всё равно очень жалко.
Роскошные вечерние платья конца 19 века.
Фильм «Куприн. Поединок». Кто ужасней: Раиса Петерсон или Шурочка?
Как ампирная мода пыталась возродиться в конце 19 века.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!