В январе 1919 года в Красной Армии были организованы органы военной контрразведки. Они занимались борьбой со шпионажем, изменой Родине, предательством, дезертирством в частях и соединениях Красной Армии. Первоначально они входили в структуру ВЧК, а затем ОГПУ и НКВД СССР.
В условиях приближающейся войны И.Сталин провел реорганизацию органов безопасности и внутренних дел. НКВД был разделен на два наркомата: НКВД СССР во главе с Л.Берия и НКГБ СССР во главе В.Меркуловым.
Тогда же особые отделы (ОО) были переданы из НКВД в ведение Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского флота. Взамен ликвидированного особого отдела ГУГБ НКВД были образованы третьи управления НКО и НК ВМФ, подчинявшиеся непосредственно наркомам.
В результате проведенных преобразований в Наркомате внутренних дел было создано самостоятельное подразделение – 3 отдел НКВД СССР, подчиненное напрямую Л.Берии с функциями организации контрразведывательной работы в войсках НКВД СССР (внутренних, пограничных, конвойных, охраны особо важных промышленных предприятий и железно-дорожных сооружений).
С началом Великой отечественной войны третьи управления НКО и НК ВМФ, третьи отделы и отделения фронтов, округов, флотов, армий, корпусов, дивизий преобразовывались в особые отделы, подчинявшиеся Управлению особых отделов (УОО) НКВД СССР.
В состав УОО НКВД СССР в качестве 6-го отдела управления, осуществляющего контрразведывательную работу в войсках НКВД, вошел и бывший 3 отдел НКВД. Начальником УОО НКВД СССР был назначен заместитель наркома внутренних дел комиссар госбезопасности 3 ранга В.Абакумов.
Реорганизация органов безопасности и внутренних дел завершилась 20 июля 1941 года, НКВД и НКГБ объединились в Наркомат внутренних дел СССР во главе с Л.Берией.
УОО НКВД СССР являлось самостоятельным управлением в структуре Наркомата внутренних дел, которому, были подчинены все особые отделы фронтов, округов (военных, пограничных, внутренних войск), армий, корпусов, дивизий, бригад, отдельных гарнизонов. Численность особых отделов зависела от численного состава частей и соединений Красной Армии в которых они проводили контрразведывательную работу.
Штатная численность особых отделов фронтов составляла 99 – 141 человек, армий – 56, танковых армий – 26, воздушных армий – 19. В особом отделе НКВД стрелковой и кавалерийской дивизии по штату насчитывался 21 сотрудник.
Помимо НКВД особые отделы дивизий подчинялись комиссарам дивизий, а уполномоченные особых отделов в полках – полковым комиссарам полков.
О важности работы особых отделов говорит следующий факт. После поражения Красной Армии в Харьковской операции ситуация стала критической, враг устремился к Сталинграду. Если бы немцы заняли Сталинград и закрепились в нем, то СССР западнее Волги был бы рассечен на две части. Это не только бы способствовало захвату противником нефтепромыслов на Северном Кавказе, но и была бы потеряна Волга, исключительно важная транспортная артерия, по которой с юга шли нефтепродукты. Немцы овладели бы железной дорогой Кизляр — Астрахань, где перевозилась военная техника, поступавшая в СССР по ленд-лизу. Выше Сталинграда войска вермахта повернули бы на север, к Москве.
В этот момент, 23 июля 1942 года, Ставка Верховного главнокомандования вместо маршала С.Тимошенко решает назначить командующим Сталинградским фронтом генерала В.Гордова. В плане военного искусства В.Гордов стоял явно ниже других кандидатов. Кроме того, он был человеком грубым и в войсках к нему не питали симпатии. Военные контрразведчики знали о негативной реакции офицеров и солдат на назначение В.Гордова и понимали, что его назначение снижает боеспособность. И тогда начальник особого отдела Сталинградского фронта, старший майор государственной безопасности Николай Селивановский решает в нарушение субординации отправить лично Верховному главнокомандующему И.Сталину телеграмму о том, что назначение В.Гордова — большая кадровая ошибка, которая может привести к самым тяжелым последствиям. Копию телеграммы он направил Л.Берии.
Н.Селивановского срочно вызвали в Москву. Сначала его отругал В..Абакумов, потом Л.Берия за то, что телеграмма была направлена напрямую И.Сталину. Наконец всех троих: Н.Селивановского, В.Абакумова и Л.Берию принял Сталин. И.Сталин, ознакомившись с доводами Н.Селивановского, в итоге пожал ему руку и сказал: "Товарищ Селивановский, дальше всю информацию, что касается Сталинградского фронта и обстановки под Сталинградом, давайте мне в таком же режиме". В Сталинград срочно вылетел В.Абакумов для проверки, по результатам которой, В.Гордов был снят с должности.
9 октября 1942 года институт военных комиссаров в Красной Армии был упразднен, и было введено полное единоначалие. С 13.10.1942 ГКО вынес постановление о подчинении уполномоченных ОО полка и начальника ОО соединения соответствующим командирам с одновременным их подчинением по линии органов НКВД.
Военные контрразведчики находились как при штабах фронтов, армий, корпусов, дивизий и полков, так и в первых эшелонах наступавших и обороняющихся войск, принимали участие в боевых действиях с противником и при необходимости брали на себя руководство боем.
К началу Сталинградской битвы функции и направления деятельности особых отделов значительно расширились. Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, военные контрразведчики выявляли лиц, имевших задания как шпионско-диверсионного характера, так и проводящих пораженческую агитацию, распространяющих провокационные слухи, склонявших военнослужащих Красной Армии к переходу на сторону врага и сдаче в плен.
Сотрудники органов военной контрразведки были включены в состав групп боевого охранения, находившихся на переднем крае обороны. При попытках переходов линии фронта, шпионы и диверсанты, направленные разведывательными органами противника, задерживались этими группами и передавались в особые отделы.
По розыскным ориентировкам военная контрразведка проверяла личный состав штабов и узлов связи, запасных полков, бежавших из плена или вышедших из окружения военнослужащих, лиц находившихся на сборно-пересыльных и проверочно-фильтрационных пунктах или лагерях. Органы военной контрразведки заводили специальные розыскные дела, в которых концентрировалась необходимая оперативная информация.
В ходе допроса разоблаченного агента германской разведки выяснялись сведения о лицах, его завербовавших, полученном задании, способе переброски на советскую сторону, способах связи, известных ему других завербованных лицах, данные о действующих частях немецкой армии и др. Полученная информация реализовывалась немедленно.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить продолжение! Делитесь в социальных сетях и оставляйте свои комментарии!
Всем доброго дня!
Вежливые люди ставят лайки!