Из-за неравенства полов и социального статуса женщины - художницы играли совсем небольшую роль в искусстве вплоть до начала 20 века. И лишь за последние сто лет в арт-среде стало появляться всё больше женских имён. А обращаете ли вы внимание на пол художника, когда смотрите картины? Поделитесь в комментариях.
В 20 веке возможность обучения наравне с мужчинами в художественных школах и мастерских позволила женщинам войти в арт-мир и занять в нём свое место.
Первыми русскими художницами, вошедшими в историю искусства стали Наталья Гончарова, Любовь Попова, Варвара Степанова, Зинаида Серебрякова.
Среди мировых женских имен, прославившихся в области живописи и скульптуры в 20 веке, можно назвать Мари Кассат, Сюзанну Валадон, Фриду Кало.
- А что же было до 20 века? - Ровным счетом, ничего значимого: сплошные мужские имена среди художников и скульпторов.
В эпоху Возрождения (14-16 в.), например, искусство не считалось профессий даже в мире мужчин. Оно было скорее ремеслом. А в мире женщин даже на ремесло попросту не хватало времени: рано выходили замуж, рожали детей, занимались воспитанием и бытом.
В эпоху Просвещения (17-нач.19 в.) женщинам хоть и стало позволено поступать в некоторые учебные заведения, но, например, рисовать с натуры обнаженные мужские и женские фигуры (важный этап в получении художественного образования) запрещалось.
Многие женщины "сдавались" и, подчинившись ходу времени, занимались декоративно-прикладным искусством. В 18 веке было много вышивальщиц. Если у женщины было время на вышивание, значит ее хорошо обеспечивал муж. Увлечение таким видом творчества стало впоследствии обязательным для высоко привилегированных дам, чтобы поддерживать статус своего мужа.
В то же время, женщины-натурщицы невероятно ценились мужчинами - художниками. Жены известных мастеров были их музами и вдохновляли на написание новых картин. Сами они, при этом, даже если и обладали даром художника, не могли рассчитывать на уровень успеха, сравнимый с тем, что есть у мужа.
Женщин-художниц долгое время угнетали, не приглашали к участию в выставках и не считали их работы по - настоящему талантливыми. Хотя сегодня, глядя на картины художниц прошлого, чьи имена лишь вскользь читаются в истории искусства, можно оценить высокий уровень их мастерства на ровне с мужчинами.
В начале 1990х, ещё в СССР, русские художницы (Елена Елагина, Анна Альчук, Ирина Нахова и др.) организовали первую феминистическую выставку "Работница", на которой были выставлены работы только авторов-женщин. С тех пор ситуация с "женским искусством" в России стала улучшаться.
Хотя и в наши дни по-прежнему вопрос о разделении мужского и женского искусства стоит довольно остро. Работы женщин-художниц на аукционах продаются довольно дорого, но, чаще всего, всё равно дешевле, чем мужчин-художников.
Почему в 2021 году влияние прошлого всё ещё сказывается на отношении общества к разделению искусства по половому признаку? Видимо, отношение к женщине, укоренившееся за несколько столетий, нам так и не удастся изменить.