В августе цены на бензин продолжили свой рост, на бирже 12-го августа был взят очередной рекорд в виде 60 000 рублей за тонну. Цены на автозаправках начинают вызывать беспокойство. АИ-92 в России в среднем стоит 46,1 рубля, а АИ-95 – 49,89 рублей.
В итоге, за прошедшие полгода цены на топливо выросли на 6,2%, что выше официальной инфляции за этот период.
Это тревожная новость для всех россиян. Даже те, кто не водит машину, будут вынуждены больше платить за любые товары – ведь в стоимость для конечного покупателя всегда вписаны логистические издержки.
Исторически так сложилось, что цены на бензин в России дорожают как при низкой, так и при высокой мировой цене на нефть. Но в этом году ситуация сложилась беспрецедентная.
Почему в России цены на бензин растут при любых условиях?
Нефть дешевеет – бензин дорожает. Эта тенденция всегда ставила в тупик автомобилистов. Но разгадка очень проста: для начала нужно понимать, что более 55% стоимости бензина в стране — это различные налоги и сборы. То есть, половина цены бензина никак не зависит от рыночных факторов.
Кроме того, рубль чутко реагирует на стоимость нефти. Чем ниже нефть, тем ниже курс национальной валюты к доллару. Это разгоняет инфляцию, рубль обесценивается, а продавать нефтепродукты заграницу становится выгоднее.
Нефтяники – коммерческие компании, поэтому чтобы извлечь больше прибыли, они выделяют все большие объемы на экспорт, а внутренний рынок начинает испытывать дефицит.
Не делать это – нереально, так как бюджет России слишком зависим от нефтедолларов. А почему стоимость бензина растет при высокой нефти – и так понятно.
Проблема демпфера
Для сбалансирования внутреннего рынка придумали механизм демпфера. В упрощенном виде эта формула, по которой нефтяникам компенсируют недополученные доходы.
Если нефть дешевеет, то нефтяники платят налоги с продажи бензина на внутреннем рынке. А если дорожает, то уже бюджет доплачивает им за продажу нефтепродуктов на внутренний рынок по «нерыночным» ценам.
Формулу демпфера приняли в 2018-м году с целью поддержать отрасль. Но, что-то пошло не так.
Как пандемия взвинтила цены на бензин в России?
Когда начались первые коронавирусные ограничения, международный бизнес замер, останавливались производства и затормозились поставки. Спрос на нефтепродукты рухнул, вместе с ним и цены на нефть.
Помним про демпфер, российские компании заплатили из-за него 400 миллиардов рублей в 2020-м году. И все это на фоне рекордного падения спроса на международном рынке.
В апреле 2020-го стоимость нефти марки Brent упала почти до 20 долларов, а через полгода, в январе 2021-го превысила 50 долларов. В 2021-м она доросла до 70 долларов.
Это произошло как из-за потребностей мировой экономики, которая начала восстанавливать, так и из-за банального дефицита. Кроме того, во время пандемии сервисы доставки получили огромный толчок к развитию, а это дополнительно взвинтило спрос на бензин.
Нефтекомпании в спешном порядке начали отыгрывать убытки, продавая нефтепродукты заграницу, а на внутреннем рынке произошел дефицит.
Помогут ли правительственные меры по сдерживанию цен?
Вкратце – нет. Это плохая новость. Но есть и хорошая, биржевые цены расти не будут в ближайшей перспективе.
Демпфер россиянам все-таки пригодится. 13-го августа цены на бензин превысили 110% от цены отсечения. А при таких ценах нефтекомпаниям пришлось бы заплатить в бюджет 70 миллиардов рублей только за август. Они спешно начали снижать цены, и им это удалось.
Правда, кардинально ниже они не стали, снижения в 2,8% оказалось более чем достаточно для нефтекомпаний. Для них самая выгодная стратегия – держать биржевые цены на бензин как можно ближе к цене отсечения, но не переходя эту границу. Эта позиция позволит и получать выплаты из бюджета по демпферу, и извлекать максимальную прибыль с продаж.
Только вот с розничными ценами на бензин несколько другая история. АЗС до последнего пытались не повышать розничные цены, поэтому сейчас у них рекордно низкая маржа, а некоторые независимые автозаправки работают буквально себе в убыток.
Текущая разница между высокой оптовой и искусственно заниженной розничной ценой на бензин – нерентабельна и ненормальна. АЗС будут либо медленно повышать цены, рискуя навлечь на себя гнев властей, либо будут уходить с рынка.
Последнее также может вызвать дефицит, особенно в отдаленных регионах.
Что будет с ценами на бензин дальше?
Все меры, декларированные правительством, откровенно бессмысленные. Формулу демпфера уже пересматривали по просьбе нефтяников, но это не помогло. Компенсировать все выпадающие доходы правительство явно не готово.
Запрет на экспорт бензина, которым пугают нефтекомпании, не имеет практического смысла: нефтекомпании всегда могут продавать чистую нефть.
А россиянам в этой ситуации стоит готовиться к росту цен на бензин, разорению бизнеса и, если вы живете на Дальнем Востоке, к дефициту.