Есть в моей коллекции транспортная карта «Подорожник», поступившая в кассы Петербургского метрополитена 20 сентября 2016 г. Карта посвящена 90-летию «Пассажиравтотранса». На карте изображён автобус первого городского маршрута, открытого в Ленинграде 1 сентября 1926 г. Тираж юбилейных карт – 6 500 штук.
Именно 1 сентября 1926 г. СПб ГУП «Пассажиравтотранс» считает днём своего рождения, был он тогда Отделом коммунального хозяйства (Откомхоз) Ленгорисполкома, а первый автобусный маршрут в Санкт-Петербурге был открыт намного раньше.
Осенью 1907 г. петербургский инженер Б.А. Иванов учредил «Санкт-Петербургское Товарищество Автомобильно-Омнибусного Сообщения». Он приобрёл партию двухпалубных автобусов немецкой фабрики Süddeutsche Automobil-Fabrik из Гаггенау. Модель, построенная на шасси грузовика «C 32» для российской столицы, получила официальное название SAF Gaggenau Typ St. Petersburg.
4 октября 1907 г. первый автобус совершил пробный 9-минутный рейс по Невскому пр. от Николаевского (ныне Московский) вокзала до Александровского сада.
11 ноября 1907 г. состоялось открытие первого автобусного сообщения на линии Александровский сад – Варшавский и Балтийский вокзалы.
На маршруте имелось серьёзное препятствие – Семёновский мост через Фонтанку, перед которым кондуктор просил пассажиров перейти мост пешком. Пустой автобус медленно проезжал по мосту на другой берег, где пассажиры снова занимали свои места.
Вскоре было организовано автобусное движение на второй линии – по Адмиралтейскому пр., Гороховой ул. – до Царскосельского (ныне Витебский) вокзала.
В 1909 г. на маршрут вышли более мощные двухэтажные автобусы той же марки, но уже на шасси модели «C 40».
В 1910 г. по улицам Санкт-Петербурга курсировало уже 14 автобусов «Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения», но частные инициативы не получили должной поддержки городского правительства. Впоследствии начало Первой мировой войны, революция, гражданская война и последовавшая за этими событиями разруха надолго прервали развитие петербургского автобуса.
Интерес к организации автобусных перевозок проявило уже новое советское правительство. Датой начала регулярного автобусного движения в Ленинграде считается11 сентября 1926 г., когда Откомхоз открыл первый маршрут городского автобуса в Ленинграде – от Детскосельского (ныне Витебский) вокзала до сада Трудящихся (ныне Александровский).
На линию вышли 3 автобуса, построенных Ленинградским авторемонтным заводом (бывшие мастерские М.А. Отто) на шасси закупленных в Германии грузовых автомобилей VOMAG P30z.
Компания VOMAG (Vogtlаndische Maschinenfabrik AG) была выбрана не случайно, её грузовики успешно выступили на Всероссийских пробегах в 1923 и 1925 гг.
Автобусы на базе VOMAG («Фомаги») вмещали 24 пассажира и развивали скорость 30 км/ч. Проезд стоил 10 копеек. Популярность автобуса позволила вскоре продлить маршрут до пл. Восстания, добавив ещё 2 машины. К концу 1926 г. маршрут обслуживали 11 водителей, 11 кондукторов, 3 счетовода и 2 контролера.
В то время на автобусах крепились почтовые ящики, которые тогда были не везде и не всем доступны. В конце смены автобус подъезжал к отделению и почтальоны забирали письма для отправки адресатам.
Первые кузова автобусов были с одной дверью для пассажиров, что создавало неудобства при входе и выходе в одну дверь. Впоследствии кузова стали делать с двумя дверьми, закрывающимися вручную. Переднюю закрывал шофёр, а заднюю – кондуктор. Тогда то и появилась традиция входить в заднюю дверь, а выходить из передней. Такой автобус и изображён на юбилейной карте «Подорожник».
27 июня 1927 г. открылся 2-й маршрут от пл. Урицкого (ныне Дворцовая) до до Балтийского вокзала, вскоре он был продлён до «Красного путиловца» (ныне Кировский завод), а позднее и в обратном направлении – до конца Большого пр. Васильевского острова.
С 1927 г. ленинградский Откомхоз начал закупать английские автобусы Leyland и немецкие Mannesmann-MULAG 3 GN с кузовом производства немецкой фирмы Talbot.
А в 1931 г. «Фомаги» начали заменять отечественными автобусами. На улицах Ленинграда появились первые советские автобусы производства ленинградского завода АТУЛ на шасси АМО и ЗИС, ярославского ЯГАЗ. Так начался следующий этап развития петербургского автобуса.
1 сентября 2021 г. СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» отмечает 95-летие. К этому событию выпущена очередная транспортная карта «Подорожник» с изображением легендарного дизель-электрического автобуса ЗИС-154 (1947 г.), который во многом опередил свое время.
А на билете к 95-летию СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» вновь появился автобус VOMAG.
Продолжение следует …
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.
Рекомендую: