Найти тему
Катехизис и Катарсис

Состояние Красной Армии в 1932 году. Чудовищная халатность...

Довольно часто указывают на многочисленные проблемы Красной Армии в 1935-1936 годах. Надо понимать, что освоение новой техники зачастую было крайне сложной задачей и то, что кажется нам сейчас тривиальным в 1930-е вызывало большие трудности.


Я приведу выдержки из одного документа, к тому же весьма яркого и не сказать, что характерного. Однако он показывает, что бывали и такие чудовищные косяки.

В конце 1932 года весьма молодой, но уже заслуженный красный командир, Иероним Петрович Уборевич, принял командование Белорусским военным округом. Округ был очень важным, ведь он прикрывал границу с одним из злейших врагов Страны Советов - Польши.


Поэтому к округу всегда было приковано внимание. И поэтому новой техникой он оснащался одним из первых. В 1933 году он был оснащён только-только освоенным в производстве танком Т-26.


В феврале 1933 года у 15-ти танков расплавились подшипники.
В апреле того же года Уборевич поднял полк по тревоге… из 54 танков вышло 16, но “годных/танков без дефектов/ было только 2”.
В этот период в ремонте были 71 машина /капитальный 15, средний 37 и текущий 22/, из них 31 танк Т-26. Разбивка по типам в документе, к сожалению, не даётся.
По батальонам были не на ходу:
1-й - 37%, 4-й - 30 %
2-й - 58 %, 5-й - 33 %,
3-й - 55 %, 6-й - 18 %.


На этом проблемы не закончились. Через полтора месяца, в мае, было проведено двустороннее учение на тему “действие разведгруппы и отдельного разведывательного дивизиона”, как было указано в документе, “показали у начсостава тактическую безграмотность, доходящую до неумения ориентироваться на местности /на расстоянии 15 клм. - НШ[начальник штаба] 2 б-на 4 раза сбивался с боевого курса/, неумение ставить задачи /40 минут/ и у экипажей машин неумение вождения, маскировки и разведки.”


Вышедшие на учения танки уже после нескольких километров движения стали отставать по разным причинам, одна из которых - перегрев двигателя. Из 25 танков Т-26 имели поломки и аварии 9 - 36 %.


Для справедливости стоит отметить, что с проблемой охлаждения двигателя у Т-26 боролись очень долго и не стоит эти проблемы списывать только на неграмотное обслуживание матчасти.


Не лучше было и со стрельбой. За два дня до вышеописанных учений во время зачётных стрельб при выполнении первой задачи стрельбы из пулемёта ДТ 2-м батальоном были показаны следующие результаты:
I-я рота из 26 чел. выполнило 21 - 86,3 %,
2-я рота из 22 чел. “ 10 - 41,3 %
3-я рота из 14 чел. “ 5 - 30,0 %
Командиры показали себя не лучше. “из 14 чел. начсостава 2 батальона не выполнили 6 чел. - 42,5 %, в том числе комроты 2, политруки 1 и 3 роты, помпотех, командир парка и комвзвод. “


Примечательно, что на фоне резкой критики полка в документе осталось место для того, чтобы похвалить разведывательные самолёты Бобруйского аэропорта (что за часть там стояла не указано). Они за 3 часа сбросили 8 донесений, но...грамотно прочесть их командиры не смогли.
Что тут можно сказать? Освоение практически любой сложной техники для Красной Армии проходило с большими проблемами. Грамотных, а тем более, грамотных технически людей было крайне мало. Да и техника качеством исполнения не отличалась, особенно на первых порах. В сущности, все эти проблемы были унаследованы ещё от старой армии.

Но не способствовала освоению техники и атмосфера в полку. В документе отмечается: “За последние период полк значительно очистился от классово-чуждых и негодных элементов. Начсостава уволено 13 чел. и переведено в стрелковые части 32 чел. Рядового состава уволено свыше 200 чел. Осуждено за антисоветские агитацию и работу - 12 чел” В чём причина такого “разгрома” не говорится, но можно предположить, что связан он с голодом 1932/33 годов.

Состояние полка поражает даже по меркам 1938 года. При всех проблемах, например, на Хасане, никогда позже не доходило до того, что от полка выходило всего 2 исправных танка.

Автор - Никита Баринов