Найти тему
Александр Дедушка

Как любовь становится суперцелью в коллективе? (Дружба и коллектив)

Выход на новые ценности

Теперь, друзья, мы подошли к Вами к рассмотрению очень важного этапа в развитии коллектива.

Мы уже говорили о том, что ценности – это душа коллектива. Как тело не может жить без души, так и полноценная коллективная жизнь невозможна без общих ценностей, которые этот коллектив оживляют.

Задумывались ли Вы, коллеги, когда-нибудь о том, что каждый коллектив тем жизнеспособнее, чем выше и одухотвореннее его ценности. Здесь даже можно сформулировать некий духовный закон, отражающий это соотношение: чем выше ценности, которые разделяются членами коллектива, тем продолжительнее его существование. Вот Вам наглядный пример - христианская Церковь. Ведь это тоже по большому счету коллектив, со своими членами и общими ценностями, которые его члены разделяют. Эти ценности являются ценностями высшего порядка, и как результат – двухтысячелетнее существование, далеко выходящее за пределы существования отдельных его членов.

Пока мы с Вами рассматривали подробно главную и системообразующую ценность коллектива, которой является дружба. Но настало время поговорить о том, что может лежать выше этой ценности. Речь пойдет о ЛЮБВИ. О Любви – как высшей ценности, которой можно добиться в отношениях между членами коллектива.

Давайте сначала попробуем соотнести эти ценности – дружбу и любовь.

Между ними, конечно, много общего, но главные, качественные различия проходят, на мой взгляд, по двум параметрам – жертвенности и свободе.

Первое различие касается уровня жертвенности. Мы хоть и выражаем в девизе: «Сам погибай, а друга выручай», высший уровень жертвенности, но все же дружба в ее «непредельном» варианте предусматривает некий баланс «отдачи» и «получения». То есть, в коллективе человек отдает ему свою творческую энергию, свои физические силы, тратит время на общение, проявляет и другие формы самоотдачи, но взамен он пользуется всеобщим признанием, уважением, разделяет с коллективом его достижения, «подпитывается» от доброжелательной атмосферы, в нем царящей. Это некий баланс по принципу сообщающихся сосудов – ты немало отдаешь, но и немало получаешь. Нарушение этого баланса приводит, как правило, к разрушению дружеских отношений. Человек, отдающий коллективу больше, чем получает взамен, начинает испытывать дискомфорт и ставит под сомнения свои дружеские чувства и мотивы пребывания в этом коллективе.

Не то любовь. Любовь никогда не меряет. Она отдает себя полностью, без остатка и не требует ничего взамен. Любовь – это не сообщающиеся сосуды, это один сосуд, перетекающий в другой и перетекающий без остатка. Любящий человек, конечно, тоже получает подкрепление, но скорее не от объекта своей любви, а от любви как таковой. Сама любовь дает ему силы к служению своему объекту и самопожертвованию ради него. Если применить это к нашим условиям, то человек, любящий свой коллектив, служит ему преданно и беззаветно, не требует признания своих заслуг, и такой способ жизни в коллективе для него естественен, как дыхание воздухом.

Второе различие между дружбой и любовью - в уровне свободы. Любовь воистину свободна, чего нельзя сказать о дружбе.

Дружба всегда основана на определенных условностях. Возьмем те же самые законы дружбы. Исполнение их укрепляет дружбу, неисполнение – разрушает, значит, дружба зависит от этих законов, и поэтому она связана ими и не может считаться свободной. Можно увидеть и другие, ограничивающие свободу, параметры дружбы. Дружба, к примеру, требует времени, личного контакта дружащих лиц, их совместного времяпровождения. Она испытывает на себе влияние и массы других факторов, часть из которых мы с Вами уже рассмотрели.

А вот любовь – свободна. Если это, конечно, настоящая любовь. В этом плане уровень ее свободы можно сравнить с этапом творческого общения, которое свободно использует формы всех предыдущих уровней его развития. Так и любовь. Ее формы тоже непредсказуемы, и не привязаны жестко ни к каким стандартам. Она может выразиться и в дружбе, и в соревновании, и в конкуренции, и даже дойти до внешнего выражения через показную вражду и отчуждение. Но это все внешние оболочки, которыми любовь свободно прикрывается и которые использует по своему усмотрению и по своей, иногда только ей известной логике.

Вот такая она любовь – в высшей степени жертвенна, и в высшей степени свободна.

Однако, говоря о любви, какие отношения в коллективе мы имеем в виду? Достоинство это или «бедность» русского языка, что под понятием «любовь» может скрываться целый спектр отношений?

Наиболее распространенная, пришедшая к нам из греческого языка, классификация «типов» любви следующая:

Эросстрастная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

Людус – гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и сравнительно легко допускающая возможность измены;

Сторге спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

Прагмарассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

Мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

Агапебескорыстная жертвенная любовь-самоотдача.

Видимо, в нашем контексте уместно говорить о «Людосе» как наиболее легко достигаемом уровне любви, в основном эмоционально переживаемой, «Сторге» как ближайшем идеале любви, достижимой в коллективе, и об «Агапе» как наиболее далеком идеале, который практически не достижим в обычных условиях, но к которому нужно и можно стремиться.

Однако какой тип любви мы бы не имели в виду, методика работы с любовью, на любовь, – самый сложный и тонкий раздел в теории и практике коллективной работы. Здесь мною сделаны, несмотря на годы работы, только первые, достаточно робкие шаги, шаги «на ощупь», методом «проб и ошибок», поэтому прошу о Вашей снисходительности и приглашаю к вдумчивому разбору.

Старт работы «на любовь» проходит уже в оргпериоде во время первоначального целеполагания. После того как ребята записали две предыдущие цели – «Стать настоящим другом» и «Познать самого себя» - я им говорю: «А теперь запишите суперцель нашего лагеря: «Постараться полюбить всех». Отвечая на недоуменные или скептические взгляды или вопросы первочков, поясняю:

«Суперцель недаром называется суперцелью – ее действительно бывает непросто достичь. Однако опыт работы не одной смены Лагеря друзей показал, что многим ребятам удавалось ее достигнуть в течение работы лагеря. Но только тем, кто действительно с первого дня работы лагеря сознательно стремится к ее достижению. «Любите друг друга» - это последняя заповедь Иисуса Христа, которую он оставил людям перед своим Распятием и смертью, это его завещание всем нам. Поэтому и попробуем выполнить эту заповедь, хотя бы приблизиться в максимальной степени к ее выполнению. Это не будет просто для каждого, но чем выше цель, тем благороднее усилия, потраченные на ее достижение. Еще раз повторю, что многим ребятам удавалось здесь многое сделать, и в конце смены мы с вами обсудим, как уже удалось каждому приблизиться к выполнению этой цели.

Что здесь, главное, нужно помнить. Каждый человек достоин любви. У каждого есть бессмертная душа, каждый – образ Божий на земле, и поэтому может любить других и должен получать ответную любовь. Вот почему наша цель – не недостижимая утопия, а, напротив, - норма в отношениях между людьми, о которой мы, к сожалению, очень часто забываем в нашей жестокой и злобной жизни. Поэтому эту норму мы и попробуем восстановить, хотя бы на время пребывания в лагере. Пусть эта цель – полюбить всех окружающих тебя в лагере людей, несмотря на все их недостатки и несовершенства – а это каждый будет видеть – так вот, пусть эта цель как высокая, чистая и светлая звезда всегда светит нам на всем протяжении нашего трехнедельного плавания на корабле дружбы».

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь