Продолжаем разговор о классическом искусстве. Великий философ Гегель говорил, что исторические события случаются дважды: первый раз как трагедия, а второй – как фарс.
Фарс – это легкомысленная комедия. Гегель имел в виду, что великое повторить невозможно. Можно создать что-то другое великое – но если попытаешься повторить то, что уже было, получится пародия…
Камешки и ракушки
Слово «рококо» произошло от французского слова «рокайль», что значит «каменный», «скальный» (одно из значений – «дроблёный камень», другое – «морская раковина»). «Рококо» – слово выдуманное и шуточное, с пренебрежительным оттенком, ну, примерно как «ка-ме-мешки». Или, точнее, «ка-ми-ми-шки», а почему «ми-ми», вы скоро поймёте.
Почему именно камень лёг в основу названия этого стиля, появившегося в начале XVIII века, сейчас уже трудно сказать. История эта очень запутанная. Может быть, потому что в этом стиле оформляли искусственные гроты в парках?
Но вообще, в латинском языке было слово–«аркео» – «запираю». От него произошло слово «арка», значение которого в латинском языке – «ящик, склеп». (А в русском языке есть слово «рака» – так в православных храмах называется ящик с мощами святого).
А теперь смотрите: что делает морская раковина – ракушка? Именно «запирает» моллюска!
Может быть, поэтому, когда возникла мода на архитектурные украшения в виде морских раковин, этот стиль стали называть рококо…
Кстати, если помните, словом «барокко» сначала называли жемчужины неправильной формы! А жемчужины ведь добывают откуда? Тоже из раковин!
Как знать, вдруг это размышление поможет потом всю эту запутанную историю распутать…
Рокайль и картуш
Украшение в виде морской раковины – «рокáйль» – стало одним из отличительных признаков нового стиля. А второй признак – это «карту́ш», причудливая лепная рама, внутри которой можно что-то нарисовать, или разместить герб владельца дома, или оставить пустой – всё равно красиво.
Картуш и рокайль использовались и в архитектуре барокко, но там выглядели по-другому: не так причудливо, «потяжелее» и посолиднее:
Вообще, стиль рококо по сравнению со стилем барокко более лёгкий, тонкий, ажурный. Для архитектуры и интерьеров это неплохо. А вот для живописи… С живописью всё по-другому!
Стиль барокко подарил мировому искусству многих гениев живописи, мы говорили об этом в прошлый раз. А вот о «гениях рококо» говорить не приходится. Их просто нет! Есть «мастера рококо» – художники замечательные, яркие, запоминающиеся… но не гении.
Почему?
Гении и не гении
Всё очень просто: художников рококо подвело время.
В истории бывают эпохи бурные, героические, когда происходит развитие человеческой цивилизации, изменение общественного сознания, накопление новых знаний и опыта. Такие эпохи требуют от людей напряжения всех сил и нередко сопровождаются революциями и войнами. Именно таким временем была эпоха барокко – конец XVI века и XVII век. Помните: революционные научные открытия, великие географические открытия, религиозные войны…
А бывают эпохи «мирные» – когда человечество «отдыхает», не накапливает новый опыт и знания, а «проедает» старые. (А если и воюют – то не за убеждения, а за «кусок пожирнее».) Таким был для Франции, где возник и развился стиль рококо, XVIII век. (Ну, правда не весь: в 1789 году грянула Великая Французская революция – «мирное время» закончилось.)
В это время людям не хотелось совершать открытий и стремиться в будущее, ведь для этого нужно чем-то жертвовать – комфортом, например. Им хотелось строить красивые дома, украшать их затейливой мебелью и вешать на стены картины. Тоже красивые. Картины для украшения – а не для того, чтобы о чём-то задуматься или испытать сильные, глубокие чувства…
Понимаете теперь, почему гениев из прекрасных художников эпохи рококо не получилось? Не было «общественного запроса» на гениев!
В самом деле: не будешь же украшать спальню или столовую серьёзной картиной с религиозным или батальным (от «баталия» – битва) сюжетом: аппетит испортится, мысли ненужные в голову полезут! Вот и писали художники любовные сценки, цветочки, детишек да милых зверушек. То что мы сегодня называем словечком «ми-ми-ми».
Тем не менее, и такое «лёгкое» искусство пережило своё время и стало классикой. Ведь любителей «ми-ми-ми» в каждую эпоху достаточно. Да и отдыхать от великих мыслей и великих поступков людям надо периодически. Главное, чтобы этот отдых чересчур не затягивался…
Эпоха рококо была недолгой – меньше столетия. Великая Французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны смели сытую и спокойную жизнь французской знати, а заодно и искусство, предназначенное для украшения этой жизни. На смену стилю рококо в архитектуре и дизайне пришёл «имперский» стиль ампир, а в «серьёзном, большом» искусстве – классицизм, о котором мы расскажем в следующем номере.
Разгадка раковины
А теперь вспомним, что слово «барокко» произошло от португальского и итальянского названия редкой жемчужины неправильной формы, а слово «рококо» – от французского названия пустой морской раковины, «скорлупы» использовавшейся для украшения парковых гротов.
Жемчужины созревают в раковинах, но какова цена пустой раковины Можно сказать: «Это ерунда, мусор». А можно вспомнить, с каким удовольствием дети (да и взрослые тоже) собирают эти самые раковины на морском берегу, как радуются…
Значит, всё-таки не мусор? Как думаете?
Предыдущие выпуски:
"Что такое классическое искусство?"
"Что такое Эпоха Возрождения"?