Найти в Дзене
Моряк Папай.

Самая массовая АПЛ Советского флота. Проект 671РТМ(К) «Щука»

Оглавление

Эти лодки были самыми многочисленными в Советском флоте. Построили модификации 671 РТМ(К) - 5 корпусов, модификации 671 РТМ - 21 корпус, модификации 671 РТ - 7 корпусов. 671 - 15 корпусов. Итого: 48 кораблей.

В строю на 2021г осталось 2 лодки модификации РТМ(К)

Это были многоцелевые лодки вооруженные торпедами. Лодки второго поколения, путем многочисленных модернизаций перешедшие в третье. В итоге этот проект стал базой для такой прекрасной лодки как Щука-Б.

Экстренное всплытие. Источник "img-fotki.yandex.ru"
Экстренное всплытие. Источник "img-fotki.yandex.ru"

Основные ТТХ пр.671 РТМ(К):

  • Скорость - Надводная 11,6 узла (21км)/Подводная 31 узел. (57км)
  • Глубина погружения - рабочая 400м./предельная 600м.
  • Автономность - 80 суток.
  • Экипаж - 96 чел.
  • Водоизмещение - Надводное 6990т./Подводное 7250т.
  • Длина - 106,1 м.
  • Ширина - 10,8 м.
  • Осадка - 7,8 м.

Корпус.

Апл в надводном положении. Источник https://2021.f.a0z.ru/01/16-9391309-15-9390229-istochnik-ria-novosti-mikhail-kukhtarev-ii.jpg
Апл в надводном положении. Источник https://2021.f.a0z.ru/01/16-9391309-15-9390229-istochnik-ria-novosti-mikhail-kukhtarev-ii.jpg

Лодка двухкорпусная, легкий корпус покрыт слоем резинового гидроакустического покрытия. Корпус из корабельной стали.

Из особенностей наверно только то что на этих лодках появилась гондола на вертикальном кормовом руле. В этой гондоле скрывается буксируемая гидроакустическая антенна.

Лодки данного проекта по уровню шумности во всяком случае модификации РТМ уже приблизились к американским.

Гидроакустику эти лодки тоже получили новую, это комплекс "Скат" он втрое превосходил возможности комплексов гидроакустики предыдущего поколения, и уступал американским только по малогабаритным характеристикам.

Энергетическая установка.

4-х лопастные соосные винты. Источник https://wiki.gcdn.co/images/e/ed/4-х_лопастные_винты_671ртм_к.JPG
4-х лопастные соосные винты. Источник https://wiki.gcdn.co/images/e/ed/4-х_лопастные_винты_671ртм_к.JPG

Лодка имела одновальную компоновку. Энергетическая установка состояла из 2-х. ядерных реакторов ВМ-4 тепловая мощность каждого от 70-90 МВт. Главного турбозубчатого агрегатаГТЗА-615 мощностью 31 000 л.с. Двух вспомогательных электродвигателей 375 л.с. каждый.

Особенностью лодки было соосное расположение гребных винтов. Изначально был семи лопастной винт, но от него отказались в пользу 2-х соосных. (Как на фото)

Степень автоматизации лодок тоже была на высоте. Экипаж на треть меньше чем в Американском "Лос Анжелесе", что улучшало условия обитаемости корабля.

Вооружение.

Лодка несла торпеды и мины, имела 650мм торпедные аппараты - 2шт. и 533мм -4 шт. Боезапас состоял из 8 шт. толстых торпед и 16 шт. 533 мм торпед.

Лодка могла нести мины, вместо части торпед, и осуществлять их скрытную постановку.

Модификация РТМ(К) имела возможность запуска ракет С-10 "Гранат"

Заключение:

Эти лодки очень любили моряки за их надежность, за очень долгий срок эксплуатации ни одной серьезной аварии, ни один корабль не был потерян, никто не погиб. На западе эти лодки получили уважительное название "Черный принц". Но при всей их надежности и неприхотливости предательское правительство в 90-х годах вывело почти все лодки из состава флота с 1991г. по 1998 г. большая часть была выведена в резерв. Я думаю все понимают что такое резерв в 90-годы. Это в лучшем случае донор запасных частей в худшем, разграбление на металлолом. Американцы не давали денег на их утилизацию. Они щедро финансировали разделку РПКСН. А многоцелевики стояли и гнили у причалов до 2000х годов. Начали утилизацию только в 2003г. когда у государства появились на это деньги. Разделка некоторых продолжается и сейчас. Таких потерь флот не нес даже во время войны. Понятно что модернизация их была делом затратным и немеющим особого смысла, корабли устарели, выгоднее строить новые. Но это не повод выводить в резерв сразу все. Остались в строю лодки, которые стали развитием этого проекта это Щука-Б, хотя им тоже досталось в 90-е годы. В настоящее время на флот начали поступать новейшие Ясени, и я надеюсь что эта серия 8-ю корпусами не ограничится. Лодки 4-го поколения это достойная замена "Черному принцу". Но это уже другая история.

Интересные факты:

  • В декабре 1983г. лодка К-324 нес боевую службу у берегов США. Лодка получила приказ следить за фрегатом "Макк-Лой" проводящим испытание новейшей антенны системы подводного наблюдения. Неожиданно фрегат изменил курс и ушел в базу, прекратив испытания. Советская ПЛ оставшись без дела получила приказ сменить район патрулирования. Но при попытке уйти в другой район возникла неисправность потребовавшая остановки главной турбины. Лодка всплыла аварийно, и выяснилось что она намотала на винт эту секретную кабель-антенну. Американцы пытались вели себя резко, им скорее всего был дан приказ любой ценой не допустить попадания скрытного изделия в СССР. По слухам лодку даже готовили к взрыву, но пришла помощи все закончилось без жертв. Советские ученые получили уникальные образцы секретной техники США.
  • Лодка данного проекта К-524 впервые прошла подол льдом из Северного ледовитого в Атлантический океан. Сложность в том что пройти надо было через кучу узких и мелководных проливов которые в изобилии забиты мелкими айсбергами. Безопасных глубин в этих местах не существует и надежда была только на гидроакустиков. Но лодка прошла и умудрилась даже условно утопить авианосец "Америка" За что командир получил звание Героя СССР.
Если вам понравилось, то подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте лайки. Будет еще много интересного. Отдельное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Другие статьи о лодках:

Пр. 941 "Акула"

Проект 949А "Антей"

Проект 667 БДРМ "Дельфин"

Проект 971 "Щука Б"

Проект 705 "Лира"

Проект 955 "Борей"

Проект 611 "Анчар"

Проект 945 "Кондор"

Проект 887 "Варшавянка"