Найти тему
Газпромбанк

Звонят «из банка» и предлагают инвестировать — это мошенник или настоящий сотрудник?

Оглавление

Этот способ мошенничества совсем не новый и уже давно у всех на слуху. Но даже сейчас кто-то попадается. Чтобы такого не случилось, нужно знать, как оградить себя от спам-звонков и не стать жертвой мошенника.

Как это обычно происходит

Звонок начинается почти так же, как и с настоящим сотрудником банка. Вам звонят и говорят:

  • «Здравствуйте! Это Дмитрий? Я представитель банка N, для вас есть предложение: вы можете начать инвестировать на особых условиях!»
  • «Здравствуйте, Инна! Вы когда-нибудь занимались торговлей на бирже? Есть особенное предложение для вас...»
  • «Добрый день, Артур! Я сотрудник банка N. Мы сейчас обзваниваем всех клиентов и рассказываем о новом инвестиционном приложении от нашего банка!»

Не удивляйтесь, что мошенники могут знать ваши ФИО. Их легко узнать с помощью сервисов переводов по номеру телефона. Ещё мошенники покупают базы с персональными данными клиентов. Если вы когда-то регистрировались у брокера или в инвестиционной компании, которая уже не работает, ваши данные тоже могут попасть в такие базы.

Если человек, который вам звонит, знает ваши имя и фамилию, это еще не значит, что он представитель банка.

Как устроены мошеннические схемы с сайтами

Мошенник представляется сотрудником банка и говорит, что у них появился новый сайт для инвестиций. Он обещает разные бонусы и привилегии, если вы зарегистрируетесь на этом сайте прямо сейчас. Но если вы зарегистрируетесь, то можете потерять деньги.

Пример: Дмитрий зашел на сайт, о котором ему рассказали по телефону. Когда он зарегистрировался, оказалось, что нужно внести минимальную сумму — 50 $. После этого он стал играть на бирже и получать прибыль. Пришло время выводить деньги. Когда Дмитрий нажал на кнопку «Вывести», сайт потребовал комиссию — 70 $. После того как он оплатил ее, деньги не пришли, а поддержка сайта не ответила ни на одно сообщение.

В итоге Дмитрий не получил деньги и при этом два раза заплатил комиссию просто так.

Если вас просят зайти на сайт или скачать приложение для инвестиций, обратите внимание на такие детали:

  • Как называется сайт. В его названии может быть указан ваш банк, но с опечаткой или на английском. Например, «Gazпромбанк» или «Газ_промбанк»
  • Какие есть отзывы. Вбейте название сайта в поисковик. Скорее всего, он сразу выдаст несколько сайтов с гневными отзывами пользователей, которые стали жертвами мошенников.
  • Есть ли у компании лицензия. Компании не могут принимать и переводить деньги без лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюты. Если её нет, вы общаетесь с мошенниками.

На что обращать внимание, чтобы сразу вычислить мошенника

Вот какие признаки помогут раскусить мошенника, если он представился банковским сотрудником:

  • С какого номера звонят. Банки не связываются с клиентами с телефонов, которые указаны на их официальном сайте. Эти номера только для входящих звонков. Вы можете прямо во время звонка найти номер, с которого вам звонят, на нескольких сайтах, где люди отмечают этот номер как мошеннический.
  • Во сколько вам звонят. Официальный представитель банка обычно звонит только в рабочее время, с 10:00 до 18:00.
  • Как представился сотрудник. Настоящие работники банка должны представиться, сказать название банка и четко объяснить, почему они звонят.
  • Что вам обещают. Мошенники всегда сулят высокую доходность и маленькие затраты. Поэтому, если вам говорят, что уже через неделю вы сможете увеличить свой доход в два раза, можете смело бросать трубку. Реклама настоящего банка не должна содержать гарантии или обещания доходности вложений, это запрещено.
  • Как ведет себя собеседник. Мошенники могут начать нервничать и хамить, если вы будете задавать им вопросы. Еще они могут вас торопить, чтобы вы ничего не успели спросить.

Читайте также: Мошенничество с использованием методов социальной инженерии: как его избежать

Лучше всего сразу положить трубку и перезвонить в банк по номеру горячей линии. Его можно найти на официальном сайте или на обратной стороне карты. По этому номеру вам подскажут, действительно ли звонил сотрудник или это был мошенник.

Какие вопросы задать собеседнику, чтобы понять, что он мошенник

Мошенники не любят, когда им задают вопросы, и увиливают от ответа. Чтобы убедиться, что вам позвонил не сотрудник банка, а мошенник, задайте ему уточняющие вопросы.

Обычно после подобных вопросов мошенники просто бросают трубку или начинают заговариваться.

Еще можно сказать что-то неожиданное, например, что вы уже пользуетесь этим приложением или что вы не являетесь клиентом банка. Так разговор продлится меньше, и вам вряд ли позвонят еще раз.

Как обезопасить себя от звонка мошенника

Обратитесь к своему мобильному оператору. Сейчас многие операторы ограничивают спам-звонки за дополнительную плату. Ваш номер будет недоступен для мошенников: они не смогут позвонить вам или написать СМС.

Установите на телефон приложение, которое определяет номера. Такие программы анализируют сведения обо всех номерах и помечают телефоны со статусом мошенников. Например, «Лаборатория Касперского» разработала приложение Kaspersky Who Calls. Подобный продукт есть и у Яндекса.

Купите вторую сим-карту. Используйте ее номер там, где нужно оставлять контактный телефон: на сайтах объявлений, при оформлении банковских услуг или при заказе доставки. Если ваш телефон не поддерживает две сим-карты, можете взять для нее самый дешевый кнопочный второй телефон.

Больше о финансовом мошенничестве можно узнать из этих статей:

Банк ГПБ (АО). Ген. лицензия Банка России №354.