Здравствуйте!
Все мы чего-то боимся. Страх — естественное чувство, формируемое с первых дней нашей жизни. Реакция организма на него программируется в течение всей жизни и достаточно слабо поддается контролю. Страх может выступать в различных эпостасиях и влиять на жизнь человека как с положительной стороны, оберегая его от чрезмерного риска, так и превратить жизнь в существование, ограничивая ее определенным набором функций.
Что же пугает людей с диабетом? В данном вопросе я могу отталкиваться исключительно от своего опыта, у разных людей страхи могут различаться, вместе с тем, что-то общее в них явно есть.
1. Один из главных страхов для меня — осложнения. Как прогрессивный человек, я достаточно подробно изучил то, что может случиться с моим организмом в будущем, пообщался в живую с людьми, уже имеющими их, посмотрел целый ряд фильмов, где с крупными планами рассказывалось о диабетических осложнениях и в деталях показывалось их течение. Естественно, все это произвело на меня сильное впечатление. Имевшийся страх даже усилился, вместе с тем, появилось четкое понимание того, какой итог я не хочу и, соответственно, сильная мотивация к занятию собой, своим здоровьем и соблюдению всевозможных ограничений.
2. Потерять способность у самообеспечению. Я уверен в своей семье, своих близких и друзьях. Тем не менее, я ни в коем случае не хочу становиться для них обузой или видеть и чувствовать, как они меня жалеют, или как они поступаются своими интересами и целями ради меня. В этой связи я делаю все возможное, чтобы подготовить себя как материально, так и морально к неминуемой старости или инвалидности, смотря что наступит раньше.
3. Не успею что-либо, не хватит времени. Все и всегда случается невовремя. У меня очень много планов, которые я всеми силами стараюсь реализовывать изо дня в день. Тем не менее, я прекрасно понимаю, что рано или поздно и моя чаша переполнится, и я уже физически не смогу сделать что-либо из задуманного. Это меня пугает, однако и дает сильнейший энергетический заряд к действию. Сюда же я бы отнес и время, проведенное в кругу родных и близких. Его всегда мало и явно недостаточно.
4. У моих детей может быть диабет. В этом я буду точно винить себя, возможно, неосознанно, однако легче от этого не станет. Я понимаю, что смогу окружить детей теплом и заботой, дать им «путевку в жизнь», многому научить, однако это не снимет с меня ответственности за переданные гены. Возможен вариант, что и дети обвинят меня в своих проблемах со здоровьем. Об этом всем даже думать страшно.
5. Гипогликемия. Когда мне только поставили диагноз, сразу же начали пугать гипогликемической комой, обмороками и симптомами низкого сахара. Я искренне не понимал, что это такое, поэтому сильно и не переживал по этому поводу. Однако, через какое-то время, я увидел, как за столом вполне нормально выглядящий человек без видимых симптомов и причин просто «отключился». Это меня впечатлило. В другой раз, чувствуя что мой сахар низкий, я буквально не мог собраться с мыслями и понять, что необходимо делать. Простые действия «съесть что-нибудь сладкое» вызвали у меня серьезные затруднения. Это действительно страшное состояние, когда практически себя не контролируешь.
6. Случатся события, в результате которых обеспечение людей с диабетом прекратится и, например, инсулин и другие препараты будет просто не найти. Хотя прошло уже достаточно много времени, я прекрасно помню, как я себя чувствовал, когда не подозревал о диабете и жил со сверхвысоким уровнем сахара. Кетоацедоз, хроническая усталость, апатия, сонливость, слабость, нечеткое зрение, нет желания переживать все это еще раз. Итогом таких событий, скорее всего, будет кома и уход в иной мир, однако страшно даже представить, что можно вот так вот приблизительно узнать дату своей смерти и ждать ее. Это можно сравнить с падающим самолетом, когда люди в нем живы, но столкновение с землей неизбежно.
А что собственно можно со всеми этими страхами сделать? Не знаю. Как бы я ни старался, они все равно присутствуют в моей жизни. Периодически я о них забываю, но когда вспоминаю, в ту же секунду схватывает сердце. Каждый из перечисленных страхов я в подробностях визуализировал, представил, как буду вести себя в случае наступления той или иной ситуации. Помогло, однако далеко не на 100 %. Каждый из этих страхов — моя мотивация к компенсации, к здоровому образу жизни, к полезному и продуктивному времяпрепровождению. Постарайтесь, как это сейчас модно говорить, «жить в моменте». В одной из статей я писал про «стоицизм», прибегните к этой философии, влияйте на то, на что можете повлиять и не беспокойтесь о том, что и так случиться, хотите Вы этого или нет. Как то так. Всем мира и добра! До новых встреч!