Найти тему
ИГОРЬ | ПРОДЗЕН

Хроники пикирующего CPM — о снижении «стоимости» просмотров в Дзене

Оглавление

Коллективное бессознательное авторов Дзена заметило снижение CPM в августе. Я тоже его заметил, и по моим ощущениям, падение составило порядка 30 рублей.

Создалось впечатление, что оплата снизилась одномоментно — об этом заговорили сразу в разных чатах.

В начале месяца я провёл опрос, из которого следовало, что снижение CPM коснулась многих.

-2

В чатах стала популярна версия, что Дзен таким образом компенсирует расходы на выплаты в рамках программы поддержки коротких роликов. Не хочу спекулировать на эту тему, отмечу лишь, что 7 миллионов выплаченных авторам в июле не тянет на 20-40% от месячных выплат Дзена всем авторам.

Меня больше смущало то, что падение произошло резко — в один день 1 августа. Любое резкое изменение какого-то показателя говорит о том, что что-то произошло. Если говорить о сезонности, то её влияние никогда не происходит в один день (это я говорю как житель города, в котором сезонность очень сильно влияет на местный бизнес), изменение показателей всегда происходит постепенно.

Я решил проверить, как всё было. Я хотел понять, насколько произошло снижение CPM, и я хотел определить точную дату, когда оно произошло.

Для этого я решил дождаться 15 августа — к этому времени уже можно будет оценивать средний CPM за август (при условии, что после этого не произойдёт каких-то резких изменений).

Как я рассчитываю CPM

Под CPM в Дзене я понимаю доход, который приносит канал, за 1000 просмотров. .

CPM = Деньги / Просмотры × 1000

Здесь:

  • Деньги — доход за сутки. Для этого я вывожу деньги ежедневно.
  • Просмотры — просмотры на канале согласно Яндекс.Метрике. Речь именно о просмотрах, а не о посетителях или новых посетителях.
В Метрике по умолчанию нет виджета с просмотрами. Его можно добавить самостоятельно: Создать виджет - Линии
В Метрике по умолчанию нет виджета с просмотрами. Его можно добавить самостоятельно: Создать виджет - Линии

При этом нужно учитывать, что деньги выплачиваются на вторые сутки. Т.е. сумму, выплаченную 15 июля, надо сопоставлять просмотрам за 13 июля.

Как менялось значение CPM в июле-августе

Приводить все данные смысла нет, всё наглядно видно на гистограмме:

Изменение CPM с 01.07.2021 по 13.08.2021
Изменение CPM с 01.07.2021 по 13.08.2021

Сразу видно, что снижение CPM действительно есть, но нет никакой ступеньки — просто «стоимость тысячи просмотров» постепенно снижается.

Если говорить о цифрах, то среднее значение CPM за июль составило 86,64 ₽, а за 13 дней августа — 65,76 ₽. Снижение составило порядка 20,88 ₽ или 24,1%.

В общем, я ожидал худшего, но и такое падение достаточно чувствительно. Особенно на фоне снижающихся просмотров.

Конечно, сам факт снижения неприятен. Но я бы не стал списывать его на какое-то искусственное снижение. Больше похоже именно на естественные причины (сезонность, конец квартала и т.п.).

В заключение хочу подчеркнуть, что это всё относится лишь к одному моему каналу, и на вашем канале динамика CPM может быть другой. Если вы обеспокоены снижением оплаты, то рекомендую проанализировать - построить для себя такой же график.

Подписывайтесь на @prodzen в телеграме.