Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер — неоднозначная фигура в жизни, и столь же эксцентричная в живописи того времени. Он стал символом перемен в искусстве, а премию самым креативным творцам, учреждённую в Британии, назвали его именем.
Родился Уильям Тёрнер в 1775 году. Детство британского мальчишки было не сладким: бедность, смерть сестры, психическая болезнь матери и, наконец, вынужденный переезд к дяде.
Он рано начал самостоятельную жизнь, и уже в 27 лет стал академиком, а не достигнув 30 открыл собственную галерею, завещав в дальнейшем все свои работы Британии.
Рисовать Тёрнер начал ещё в детстве, а его работы отец выставлял в витрине своего магазина, продавая их за несколько шиллингов. К 14 годам юное дарование поступило на обучение к архитекторам и мастеру топографии и акварели. Там он научился копировать и раскрашивать наброски городской архитектуры. А накопив на занятиях топографией немного денег, поступил в Королевскую академию художеств.
Талант Тёрнера проявлялся в разных жанрах. Он был хорошим гравёром, иллюстратором книг, писал акварелью, а впоследствии и маслом. Художник много путешествовал по Швейцарии, Франции, Италии, был в Альпах. Но основной его любовью были водные пейзажи. И все его работы, будь то горы, шторм или штиль, были настолько наполнены воздухом и светом, что казалось будто они светятся.
Свет и цвет стали основой его работ, сам художник считал солнце Богом, по некоторым источникам, он даже умер с этой фразой на устах.
Предвестник новых направлений.
Живопись того времени была воплощением реализма, граничащего с фотографией. Унылая и ограниченная цветовая гамма, мелкие штрихи и абсолютная детализация. Тёрнер стал первопроходцем, перестав выписывать многочисленные детали и выплёскивая на полотна яркие цвета, тем самым отдавая предпочтение своим эмоциям и чувствам. И это стало толчком для зарождения импрессионизма. А более поздняя его живопись и абстракционизма.
Конечно, реакция на такую вольность письма была неоднозначна, но были и те, кто называл его величайшим художником всех времён. Всё это не мешало ему преподавать в Академии. Проведший детство на Темзе, он был больше похож не на аристократа, а на трудягу моряка. Лекции его были скучны, а язык скуп, но когда он переходил к практике... одним словом студенты обожали его!
Необычайной эксцентричностью отличалась и его техника письма.
По словам современников, его манера была настолько эмоциональна, что создавала ощущение происходящего хаоса движений и полного неистовства автора.
Он буквально заливал краской полотна, а потом начинал яростно бросать мазки, скрести, царапать, и через какое-то время из этого проступали узнаваемые очертания. Причём работать он мог над несколькими полотнами одномоментно. Эта манера ещё раз подтверждает, что для художника важно было выплеснуть ощущение, эмоции, свет и цвет, а уже потом придать этому форму.
Тёрнер был большим любителем экспериментировать с разными пигментами и предпочитал жить текущим моментом, часто выбирая нестойкие. Из-за этого его живопись досталась нам в более блеклом виде, чем была изначально, но даже сейчас она поражает звенящими цветами и воздушностью, пронизанной солнцем.
Некоторые его работы можно увидеть полистав галерею.
Своё творческое наследие Уильям Тёрнер завещал Британии. Это более 2000 акварелей, 500 работ маслом и несколько десятков тысяч набросков и других графических работ.
В 1984 году в Великобритании была учреждена и названа его именем, одна из самых престижных в мире премий в области современного искусства. Ею награждают самых креативных творцов современности. Так, например, одним из лауреатов премии стала группа архитекторов, преобразившая буквально пустырь в один из самых современных районов Ливерпуля.
Проходят годы, меняются стили, а пронизанные светом пейзажи Тёрнера по-прежнему завораживают своей красотой, мощью и романтизмом всё новые и новые поколения. Я бы с удовольствием посмотрела на них вживую, а вы?