Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»
Миллиардера Сэта Клармана ставят на один уровень с великими инвесторами — Беном Гремом и Уорреном Баффетом. Как и они, Кларман придерживается стратегии стоимостного инвестирования и верит, что только так можно разбогатеть. Разбираем его правила успеха
Миллиардера и генерального директора хедж-фонда Baupost Group Сэта Клармана называют «оракулом из Бостона» вслед за Баффетом и «инкарнацией Бена Грэма» в наши дни за его выдающиеся успехи в инвестировании. С момента основания в 1983 году фонд под его управлением показывал среднегодовую доходность на уровне почти 20%.
Сэт Кларман является приверженцем стоимостного инвестирования — как и Бэнджамин Грем, он старается найти недооцененные на рынке бумаги, чтобы заработать, когда они достигнут своей справедливой цены. Его книга «Маржа безопасности: стратегии низкорискованного стоимостного инвестирования для думающего инвестора», написанная еще в 1090-е, до сих пор остается очень дорогой в интернет-магазинах (на Amazon ее стоимость превышает $1 тыс.) и высоко ценится инвесторами.
Свою первую акцию Кларман купил, когда ему было 10 лет — это была компания Johnson & Johnson, бинтами которой он пользовался. К 12 годам он уже регулярно звонил своему брокеру, чтобы узнавать котировки акций. Разбираем принципы инвестирования Сэта Клармана, которого считают «будущим Баффетом».
«Со временем стоимостные инвесторы превзойдут рынок»
Цена и настоящая стоимость акций часто сильно различаются, что позволяет инвесторам извлечь выгоду из подобного несоответствия. Найти компанию, торгующуюся значительно ниже своей внутренней стоимости, у которой есть хорошие перспективы возвращения к ее истинной цене, — все равно что найти самородок золота. И все, что остается сделать инвестору, это протянуть руку и поднять его, уверен Кларман.
«Cтоимостное инвестирование основывается на убеждении о том, что финансовые рынки неэффективны. Стоимостные инвесторы считают, что цены акции отклоняются от истинной стоимости, и они могут получить доход выше рыночного, покупая недооцененные бумаги.
»...Уоррен Баффет заметил, что «в любом соревновании — финансовом, умственном или физическом — иметь противников, которых научили, что даже пытаться бесполезно, — огромное преимущество». Я верю, что со временем стоимостные инвесторы превзойдут рынок, а спорить с этим — значит быть ленивым и недальновидным», — говорит Сэт Кларман.
Инвесторы, придерживающиеся стоимостного подхода, могут значительно превзойти толпу. Но для этого нужна надежная стратегия. Кларман в этом случае дает такой совет: «Широкие инвестиционные возможности могут быть в ценных бумагах, которые исключаются из рассмотрения большинством институциональных инвесторов. Подбирание «крошек», оставленных такими инвестиционными гигантами, может впоследствии принести вам вознаграждение», — говорит инвестор.
Избегайте индексных фондов, потому что инвестиционные управляющие покупают дорого, а продают дешево
По мнению Клармана, инвесторы, вкладывающие свои средства в индексные фонды, фактически отказались от конкуренции за «золотые самородки» в виде недооцененных акций, что еще больше повышает шансы стоимостного инвестора находить их и извлекать из таких бумаг прибыль.
Приверженцы инвестирования в индексные фонды сталкиваются с одним парадоксальным недостатком — склонностью управляющих фондами покупать дорого и продавать дешево. По иронии судьбы, это как раз то, чего инвесторы пытаются избежать, покупая индексные фонды.
«Бумаги, которые добавляются в индекс в качестве замены, должны быть сразу же куплены сотнями, а возможно, и тысячами портфельных управляющих... Тем не менее даже акции с очень большой капитализацией имеют ограниченную ликвидность в определенный момент времени.
Из-за этого в день, когда в индекс добавляется новая акция, она часто заметно подскакивает в цене, поскольку инвесторы спешат ее купить. Но никакие фундаментальные показатели акции не изменились: нет значимой причины, почему эти акции сегодня дороже, чем вчера. Фактически люди готовы платить за них больше только потому, что бумаги стали частью индекса», — говорит он.
Это относится и к включению акций в крупные биржевые фонды и в индексные фонды инвестиционных компаний.
Очень важно избегать финансовых потерь, а потери — это естественная составляющая риска. Но на Уолл-стрит большинство придерживается противоположной точки зрения — они думают о том, сколько они заработают, прежде чем думать о связанном с этим риском, если берут это во внимание вообще. Кларман же делает все наоборот, оценивая риск перед рассмотрением возможного роста активов. В своей классической книге «Маржа безопасности» Кларман писал:
«Я считаю, что избегание убытков должно стать основной целью каждого инвестора... Принцип «не теряйте деньги» означает, что в течение нескольких лет инвестиционный портфель не должен подвергаться значительным потерям».
«Больший риск не гарантирует большей прибыли. Напротив, рискованные сделки подрывают доходность, приводя к убыткам. Только избегая высокорискованных инвестиций и тем самым снижая их цены можно получить дополнительную прибыль. Сам по себе риск не создает дополнительной прибыли; это может обеспечить только цена», — уверенКларман.
Выбирайте долгосрочное инвестирование
Чтобы найти самые выгодные цены на рынке, нужно обладать терпением. Сет Кларман — большой поклонник долгосрочного инвестирования, и он не стремится к краткосрочной доходности выше среднего.
Инвестировать на долгий срок — это значит придерживаться своей стратегии год за годом, несмотря на периоды разочарований.
Помните о диверсификации
Ключевой аспект стратегии Сета Клармана по предотвращению рисков — это инвестирование, а не спекуляция. В своей книге он излагает три ключевых способа, которые помогут инвестору снизить риски.
«Инвесторы могут сделать лишь несколько вещей, чтобы противодействовать риску: адекватно диверсифицировать свой портфель, при необходимости хеджировать риски и инвестировать с запасом прочности [выбирать недорогие надежные активы]», — советует Кларман.
Диверсифицируя свои активы, вы можете уменьшить последствия неудачного выбора какой-либо акции для вашего портфеля. По словам Клармана, для хорошей диверсификации необязательно обладать большим количеством ценных бумаг.
«Даже относительно безопасные инвестиции влекут за собой небольшую вероятность ухудшения нынешней ситуации. Пагубные последствия любых непредвиденных событий можно смягчить путем разумной диверсификации. Количество ценных бумаг, которые стоит купить, чтобы снизить риск для портфеля до приемлемого уровня, невелико: обычно достаточно от 10 до 15 различных активов», — уверен Кларман.
Кларман предпочитает концентрированный портфель — он выбирает только такие активы, которые он понимает. Кроме того, как и Уоррен Баффет, Сет Кларман также старается сосредотачиваться только на своих предпочтениях в выборе акций.
«Я считаю, что инвестору лучше хорошо разбираться в нескольких компаниях, чем знать немного о большом количестве бизнесов», — говорит он.
Выясните причины для будущего роста
Если мы говорим о поиске недооцененных активов, то важно понимать, что бизнес должен быть не просто дешевым — у этой недооцененности должна быть какая-то важная причина и обязательно должен быть потенциал для быстрого восстановления, считает Кларман.
Нужно понимать, почему на актив установилась такая цена. Возможно, это просто неправильное ценообразование, а возможно, есть опасность возникновения ситуации, которая снизит стоимость актива или поставит будущее компании под угрозу. К этому вопросу нужно подойти с долей скептицизма. В Barron’s в феврале 1999-го Кларман писал:
«Вы не можете знать наверняка, почему инвесторы выходят из бумаг, но вы можете догадаться о причинах таких действий».
Как только причина недооцененности акций становится понятной, инвестиции в них могут стать более выгодными, поскольку будущее бумаг теперь можно предсказать.
Многие привлекательные инвестиционные возможности являются результатом неэффективности рынка. Есть сферы на рынке ценных бумаг, в которых возникают сложности с распространением информации или спрос и предложение в них временно не сбалансированы, говорит инвестор.
Это идеальные ситуации, поскольку в этом случае можно совершить выгодные сделки по очень низким ценам. В то же время Кларман предостерегает инвесторов от компаний, которые кажутся дешевыми, но на самом деле такая скидка почти наверняка отражает ухудшение состояния бизнеса в будущем.
К примеру, проницательные инвесторы покупали бумаги нефтяных компаний в конце 1990-х годов, когда цена на нефть была ниже $30 за баррель. Примерно десять лет спустя эти акции выросли вместе с ценами на нефть, но выглядели дешевыми из-за низких мультипликаторов P/E. В то же время эти инвесторы знали, что такие компании обречены на снижение прибыли по мере развития цикла.
Инвестирование — это «работа на полный день»
Зачастую инвесторы подходят к инвестированию не слишком серьезно, как если бы это была деятельность, которой бы они могли заниматься только тогда, когда у них есть к этому интерес. Однако успешные инвесторы знают, что их прибыль зависит от способности придерживаться своей стратегии в долгосрочной перспективе.
Сет Кларман считает, что к инвестированию нужно подходить как к серьезной деятельности на постоянной основе. По его мнению, относится к инвестированию как к «частичной занятости» — недостаточно для успеха.
«Инвестирование — это «работа на полный день». Учитывая огромный объем информации, доступной для изучения и анализа, а также сложность инвестиционной задачи, частичная или нерегулярная деятельность не поможет инвесторам достичь долгосрочного успеха», — уверен Сэт Кларман.
«Необязательно и даже нежелательно быть профессиональным инвестором, но обязательным условием является постоянное выделение времени на инвестирование», — считает Сэт Кларман. При этом для людей, у которых нет возможности уделять столько времени на инвестиционную деятельность, есть две альтернативы: паевые инвестиционные фонды или обращение к управляющим капиталом».
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»