Найти тему
РБК PRO Инвестиции

«Маркет» — новая точка роста «Яндекса». Стоит ли инвестировать в компанию

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»

«Яндекс» — главная история роста на российском рынке, которая лишь набирает обороты. Но не стоят ли его акции слишком дорого? Разбираемся, что нужно знать инвестору, собирающемуся вложиться в главную российскую ИТ-компанию

Фото: Евгения Новоженина / Reuters
Фото: Евгения Новоженина / Reuters

Отрасль: IT
Тикер: YNDX
Капитализация: ₽1,77 трлн
P/E: 111,77
P/S: 6,3
Цена открытия 10 августа: ₽4986,4
Консенсус-прогноз Refinitiv: ₽5932,88

«Яндекс» — крупнейшая российская ИТ-компания. Он начинался с поисковика Yandex, появившегося в 1993 году, что означало Yet ANother inDEXer («еще один индексатор»). А в 2000 году была официально зарегистрирована компания «Яндекс».

Сегодня «Яндекс» — это гораздо больше, чем просто поисковик. Среди наиболее известных сервисов его экосистемы — «Яндекс.Такси», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Драйв», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Новости», «Яндекс.Облако».

-2

Компания также занимается технологиями ИИ и беспилотными автомобилями. Основной акционер — один из ее основателей Аркадий Волож.

За последние пару лет акции «Яндекса» выросли более чем вдвое. Рассказываем главное, что нужно знать инвестору о компании.

28 июля компания объявила результаты за второй квартал. Выручка «Яндекса» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 70%, до 81,4 млрд руб. Большую ее часть составили доходы от поиска и рекламы — 39,6 млрд руб. (рост на 60%), на данный момент это все еще ключевое направление деятельности компании.

-3

Сегмент такси вырос на 99% — доходы от него дошли до 21,5 млрд руб. Выручка от продажи товаров выросла на 365%, до 13,4 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA снизился на 13%, до 5,8 млрд руб., маржа по нему составила 7,1% вместо 13,8% год назад. А чистый убыток сократился на 10%, до 4,66 млрд руб.

По итогам 2021 года «Яндекс» планирует выручить 330–340 млрд руб., улучшив предыдущий прогноз. Для сравнения: по итогам 2020 года компания заработала 218,3 млрд руб.

E-commerce — главный драйвер роста выручки «Яндекса» на годы вперед

Во время конференц-колла с инвесторами руководство «Яндекса» заявило, что основой для роста компании станут инвестиции в e-commerce-сегмент («Яндекс.Маркет», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Еда»). Финансовый директор Светлана Демяшкевич отметила, что компания улучшает прогноз по инвестициям в этот сегмент до $600–650 млн. В компании считают, что уже в 2021 году станут № 1 в России по продуктовому обороту в e-commerce-секторе.

Во втором квартале все e-commerce-сервисы компании принесли ей 35,1 млрд руб. — это на 155% больше, чем за второй квартал 2020 года. Большую часть доходов принес «Яндекс.Маркет» — ключевой проект, который компания трансформирует из площадки сравнения цен разных магазинов в полноценный маркетплейс. Благодаря этому число наименований товаров выросло до 17 млн. Его развитие подталкивает подписка «Яндекс Плюс» — подписчики (на конец второго квартала их насчитывалось около 9,5 млн) могут рассчитывать на бесплатную доставку товаров с «Маркета» и генерируют около 50% продаж маркетплейса.

Пока сегмент убыточен, однако в будущем он способен занять значимую долю бизнеса компании. Это действительно большое пространство для роста: в e-Marketer считают, что российский рынок будет расти на 34% в год и достигнет 10,9 трлн руб. до 2025 года.

А по прогнозам Data Insight, рынок электронной коммерции в России к 2024 году достигнет 7,2 трлн руб. Средние темпы прироста (CAGR) с 2019 по 2024 год, по прогнозу Data Insight, должны составить 33,2%, в то время как до пандемии ожидались лишь 26,6%.

-4

Аналитик «Финама» Леонид Делицын указывает, что выручка крупнейшего российского маркетплейса Wildberries по итогам 2020 года выросла на 96%, а выручка Ozon — на 80%.

«Хотя успехи средних магазинов скромнее, чем у лидеров, полный объем российского рынка вырос на 59%, до 2,7 трлн руб. С учетом этих результатов Data Insight усилила прогноз выручки оборота электронной коммерции. Темпы прироста сохранятся на среднем уровне в 34% вплоть до 2025 года, по итогам которого оборот достигнет 10,9 трлн руб., или 26% всего торгового оборота России», — заключил эксперт.

Главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции», старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов отметил: «Мы придерживаемся умеренно нейтрального взгляда по поводу дальнейшего развития e-commerce-направления «Яндекса» в целом, так как успешные результаты Ozon в долгосрочном периоде могут несколько снизить позитив инвесторов относительно темпов роста компании. Однако благодаря низкому уровню проникновения электронной коммерции в российском ретейле мы считаем, что рынок продолжает успешно совмещать лидерство нескольких игроков».

Сегмент «Такси» тоже растет. Рынок ждет его IPO, но кажется, оно будет нескоро

Это еще одна точка роста для «Яндекса»: число поездок на такси (за исключением «Доставки») выросло на 104%. Совокупная стоимость поездок у сервиса выросла на 161%, до 134,9 млрд руб. Несмотря на дополнительные инвестиции в привлечение водителей, «Яндекс» добился рентабельности EBITDA в сегменте на уровне 25%.

«Сегмент работает с положительной EBITDA уже пять кварталов подряд и в перспективе может потягаться с пока еще основным поисковым бизнесом «Яндекса», — отметил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.

Ранее компания рассматривала возможность выделения «Яндекс.Такси» в отдельную компанию и ее вывода на IPO, однако отложила размещение из-за пандемии. В сентябре 2019 года Forbes со ссылкой на инвестбанки писал об оценке «Яндекс.Такси» в $7,3–8,5 млрд.

Главный аналитик «Открытие Брокер» и эксперт «Открытие Research» Алексей Павлов считает, что в перспективе «Яндекс» все еще может вывести «Такси» на IPO, но сейчас спешка уже не имеет смысла, потому это вряд ли история ближайшего времени.

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин считает, что размещение 100% акций «Яндекс.Такси» в теории позволит привлечь 300–500 млрд руб. Однако вызывают вопросы его сроки — на фоне ожидаемого сворачивания мер монетарного стимулирования оценочная требуемая доходность инвестиций возрастет. Осин считает, что IPO можно было бы с относительным успехом провести в конце года, в следующем же году риски для IPO «Яндекс.Такси» должны вырасти.

Ускорение инфляции. Ожидаемая сравнительно высокая инфляция ограничит рост рентабельности бизнесов «Яндекса» за счет повышения стоимости продукции «на входе» и роста издержек, связанных с бизнесом такси.

Перегретость бумаг по мультипликаторам. По P/E «Яндекс» стоит в разы дороже всех крупных конкурентов из ИТ-отрасли — Alphabet, Facebook, Weibo и других. Это может указывать на слишком высокую цену акций компании.

Подверженность бумаг компании влиянию различных нерыночных факторов. Котировки компании сильно зависят от законодательного регулирования — например, в 2019 году акции были подвержены волатильности из-за законопроекта об ограничении доли иностранцев в значимых российских интернет-ресурсах. Появление новых подобных инициатив российских властей способно обвалить бумаги «Яндекса».

Что прогнозируют аналитики

Аналитики верят в дальнейший рост «Яндекса»: из семи экспертов, опрошенных Refinitiv, шестеро присвоили бумагам рейтинг «покупать», средняя целевая цена — 5932,88 руб., потенциал роста — около 20%.

Дмитрий Пучкарев считает, что на горизонте года акции «Яндекса» могут достичь 5500–5800 руб. за бумагу. По его мнению, ближайшим драйвером можно назвать публикацию отчета за третий квартал. Он считает, что для покупки стоит дождаться спуска котировок до 4600–4800 руб. за акцию.

Александр Осин из «Фридом Финанс» отметил, что «Яндекс» активно развивает новые направления, в частности «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Такси», но это происходит на фоне отрицательной рентабельности. Его прогноз чистой прибыли на 2021 год — 10 млрд руб.

Осин ждет роста активов «Яндекса» к 2026 году в 6,5 раза, выручки — в 4,2 раза, а текущие среднегодовые оценочные показатели прироста выручки и FCF к выручке на уровне 37,5% год к году и 16,8%. С учетом всего этого его справедливая цена по акциям «Яндекса» — 3592,82 руб.

-5
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»