Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить виртуальную прогулку по центру Москвы. В прошлый раз мы с вами говорили о доме №19 по Тверской улице. Сегодня речь пойдет о доме 29 по Большой Бронной улице построенном в 1966 году, то есть уже совсем в другую эпоху.
Как это ни парадоксально два дома один являющийся типичным представителем стиля Сталинский ампир, а второй полностью соответствующий канонам Брежневского минимализма вместе смотрятся достаточно органично
Несмотря на то что в эпоху Хрущева были законодательно запрещены всякого рода внешние архитектурные излишества элитное жилье продолжало строится и квартиры в этом доме не уступали по уровню комфорта тем что были в самых престижных Сталинских домах.
В этом жили
Ульянов Михаил Александрович (1927-2007)
Замечательный советский актёр, режиссёр театра и кино, педагог. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1975) и Премии Президента Российской Федерации (1999). Лауреат премии «Ника» (1999).
Родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак, Муромцевского района, Омской области.
Окончив два курса Омской театральной студии, в 1946 году отправился в Москву и поступил в Театральное училище имени Б. В. Щукина. В 1950 году Михаил Ульянов начал играть на сцене Театра имени Евгения Вахтангова, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь.
В 1960-е годы стал одним из ведущих актеров советского кино, сыграв роли ставшие классикой. Его знаменитый Трубников («Председатель», 1964), мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чернота («Бег», 1970), сыгранный с неистовым актёрским бесстрашием, настолько достоверный, что многие зрители воспринимают актёра и персонаж как единое целое. Более десяти раз сыграл в кино маршала Жукова, в том числе несколько раз ещё при жизни Маршала Победы.
Эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства.
В сентябре 1987 года назначен художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова. Михаил Ульянов скончался вечером 26 марта 2007 года на 80-м году жизни в Центральной клинической больнице Москвы.
На фасаде дома № 29 по Большой Бронной улице, где актер проживал со своей супругой, актрисой Аллой Петровной Парфаньяк (1923-2009)установлена мемориальная доска
Любовь Орлова (1902-1975) и Григорий Александров (1903-1983)
Пожалуй, самая знаменитая кинематографическая пара Советского Союза 30-х – 50-х годов прошлого века.
Он кинорежиссер, снявший легендарные советские комедии «Веселые ребята», "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь", "Весна", она актриса, сыгравшая в них главные роли.
Однако после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, который явно благоволил этой семейной паре их кинематографическая деятельность пошла на спад. Фильмы «Русский сувенир» (1960) и «Скворец и Лира» (1970) поставленные Александровым с Орловой в главных ролях вышли откровенно слабыми и с треском провалились в прокате. Последние годы Григорий Васильевич преподавал во ВГИКе а Любовь Петровна с конца 40-х годов играла в Театре имени Моссовета.
После смерти Орловой в 1975 году Александров добился что бы на доме №29 по Большой Бронной улице где они жили, в память о ней была установлена мемориальная доска.
Об увековечивании памяти самого Александрова скончавшегося в 1983 году позаботится очевидно оказалось некому. Общих детей у супругов не было, а сын Григория Васильевича от первого брака ушёл в мир иной ещё при жизни отца.
Томский Николай Васильевич (1900-1984)
Советский скульптор-монументалист, педагог. С 1949 года академик, а в 1968-1983 годах президент Академии художеств СССР. Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), и Государственной премии СССР (1979).
Родился 6 декабря 1900 г. в селе Рамушеве Старо-Русского уезда Новгородской губернии в семье кузнеца. Начальное образование он получил в сельской школе.
В 1919 г оду стал бойцом РККА. В свободное время много рисовал и часто привлекался для оформления наглядной агитации.
В 1923 году после демобилизации, Томский приехал в Петроград, где поступил на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума.
Еще во время учебы, принял участие в выставке, которая проходила в Ленинградском музее Революции и была посвящена памяти В. И. Ленина. На ней были представлены две работы студента: «Ленин в детстве» и «Выступление Ленина в Женеве». Особенно высокую оценку получила скульптура «Ленин в детстве», которая даже была приобретена музеем. С тех пор образ Ленина стал одним из главных в его творчестве.
Монументальные изображения Вождя мирового пролетариата были установлены во многих городах СССР и за границей.
Много работал в жанре портрета. В 1928-1930 гг. он выполнил бюсты М. Горького, К. . Ворошилова и А. В. Луначарского.
В 1938 г. в Ленинграде на Кировской площади был торжественно открыт памятника С. М. Кирову работы Томского.
За эту работу он был удостоен своей первой Сталинской премии.
В последующие годы он стал автором памятников Кирову еще в нескольких городах СССР, а так же создал памятники В. В. Куйбышеву и М. В. Фрунзе.
В начале Великой Отечественной войны принимал участие в работах по маскировке основных исторических памятников Ленинграда. В 1942 году был эвакуирован в Москву.
Работал очень много и продуктивно. Им были созданы памятники Зое Космодемьянской и Лизе Чайкиной, бюсты героев-летчиков И. Н. Кожедуба, П. А. Покрышкина, А. С. Смирнова и М. Г. Гареева. В тот же период появились памятники генералам И. Д. Черняховскому и И. Р. Апанасенко.
В начале 50-х годов когда в нашей стране, как известно «жить стало лучше, жить стало веселей» именно Томскому было поручено изготовить памятник Николаю Васильевичу Гоголю для замены как считалось мрачной и депрессивной статуи писателя работы Н.А. Андреева установленной в 1909 году Пречистенском ныне Гоголевском бульваре.
Томский отлично справился с поставленной задачей. Его Гоголь получился веселым, жизнерадостным с одобрительной улыбкой взирающим на советскую Москву.
На постаменте была сделана дарственная надпись "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза". Такая же надпись была сделана и на памятнике писателю установленном тогда же на Новодевичьем кладбище. Автор все тот же Томский.
С 1948 г. Томский начал преподавать в Московском художественном институте им В. И. Сурикова, позднее много лет являлся его ректором. С 1960 по 1968 г. он руководил творческой мастерской скульптуры в ленинградской Академии художеств.
Участвовал в создании множества монументальных комплексов, в том числе и могилы Неизвестного солдата в Александровском саду.
Посмотреть самые известные работы скульптора можно здесь.
Николай Васильевич Томский скончался в Москве 22 ноября 1984 года. На доме где он проживал, установлена мемориальная доска.
Кроме вышеперечисленных знаменитостей в этом доме некоторое время проживал художник Дейнека, архитектор Шевердяев и другие известные личности. Первый этаж здания как сейчас говорят, занимали коммерческие помещения и именно там в разное время размещались заведения ставшие своеобразными символами эпох.
Кафе «Лира»
Практически сразу после сдачи в эксплуатацию и заселения дома №29 по Большой Бронной на первом этаже открылось кафе «Лира» ставшее для молодежи 70-х примерно тем же чем для их пап и мам в 50-е был легендарный «Коктейль –холл» располагавшийся в самом начале «Пешков-стрит» (улица Горького).
Здесь были кафе и коктейль-бар, разделенные лестницей, стояла легкая мебель, большие окна выходили на площадь, никаких особенных украшений в залах не было.
Меню кафе было самым обыкновенным: там можно было, например, по приемлемым ценам взять лангет, салатик или пирожки. Но молодежь привлекало не столько это демократичное меню, сколько бар.
Пожалуй, самым легендарным местным напитком был коктейль "Шампань-коблер", который стоил в районе полутора рублей. Был еще пунш, коктейли "Привет", "Таран", крюшон "Коньячный" и другие.
По вечерам на входе всегда была очередь, но за рубль можно было легко попасть внутрь минуя длинный хвост . Именно про это заведение в свое время Андрей Макаревич написал свою знаменитую песню «Кафе «Лира» на улице Горького»
"У дверей заведенья народа скопленье, топтанье и пар.
Но народа скопленье не имеет значенья – за дверями швейцар,
Неприступен и важен, стоит он на страже боевым кораблем,
Ничего он не знает и меня пропускает лишь в погоне за длинным рублем,
И в его поведенье говорит снисхожденье"
В общем, местечко, как сейчас говорят было тусовочное, и сюда частенько заглядывали известные личности, а иногда и попадали в неприятности. Например, именно здесь летом 1968 года наш знаменитый боксер Виктор Агеев устроил «спарринг» с компанией, отдыхавшей за соседним столиком и в результате был исключен из сборной СССР, не поехал на Олимпиаду в Мехико, а в дальнейшем вообще получил реальный срок.
А известный киноактер Эдуард Изотов, которого многие наверняка помнят как Ивана из сказки «Морозко» именно тут проворачивал незаконные валютные операции и получил в итоге 3 года, причем не один, а вместе с женой. Наверное, много чего интересного происходило в этом заведении и рядом с ним за 20 лет его существования, но всему на свете приходит конец.
В данном случае конец наступил в апреле 1985 года, когда вступил силу пресловутый «закон об усилении мер по борьбе с пьянством».
В баре посетителям вместо алкогольных коктейлей, начали предлагать молочные и естественно народная тропа в заведение заросла.
В 1988 году был заключен договор между правительством Москвы и Председателем совета директоров канадского подразделения "Макдоналдс" Джорджем Коханом об открытии в столице СССР первого «Мака».
А еще через год с небольшим состоялось открытие
В первый день работы у "Макдональдса" выстроилась очередь, ставшая самой большой за всю историю бренда. По данным фирмы, за один день сотрудники обслужили больше 30 000 человек.
На сегодняшний день это заведение остается самым большим в Европе. Одновременно в нем могут находиться 900 человек в зале и 200 на веранде.
На этом уважаемые читатели и подписчики, позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.