Уверен, самый часто задаваемый вопрос бренд-амбассадору «Солнечной долины» — чем занимается бренд-амбассадор «Солнечной долины». Я спрошу иначе: какие ближние и дальние планы у «Солнечной долины» и её бренд-амбассадора?
Ближайшие планы СД, это текущий сезон и реализация его планов – посадки новых виноградников, выпуск анонсированных новинок (Кариньян, Мерло, выдержанный Марселан, первый релиз классических игристых вин от СД), продвижение вин в регионах и развитие винного туризма (о последнем отдельно чуть ниже).
Дальние планы, пожалуй, можно охарактеризовать следующим образом: в первую очередь, это повышение обеспеченности производства сырьём (сегодня производственные мощности недозагружены), для чего необходимы значительные посадки новых виноградников, и мы уже идём в этом направлении. Кроме того, значительные усилия направлены на поддержание и сохранение виноградников автохтонных сортов – без них сложно было бы говорить об уникальности вин СД.
Разумеется, существуют планы по обновлению оборудования в том числе по расширению «бочкового парка». Потребители хотят видеть многие вина СД в выдержанном варианте, и для этого количество рабочих бочек (современных барриков) должно быть существенно увеличено.
Если чуть конкретнее, какое будущее видят в «Солнечной долине» у своих заслуженных креплёных вин? Как они будут развиваться, будут ли новые? Не будет ли это направление сворачиваться в связи с современными тенденциями?
В настоящий момент условий для увеличения выпуска и расширения ассортимента креплёных вин, пожалуй, действительно нет. Однако и о свёртывании или уменьшении значимости этого направления для СД говорить тоже не приходится. Думаю, в ближайшие годы здесь будет поддерживаться некий «статус-кво». Изменения могут коснуться только дизайна этикеток и может быть нейминга – названий отдельных вин – и то, только в линейке ординарных креплёных.
Как сейчас себя чувствуют продажи креплёных вин «Солнечной долины», если не секрет? И, если не строгий секрет, как изменилась ваша позиция по сравнению с аналогами, в частности «Массандрой»?
Тут не хотелось бы говорить в общем. Разумеется, как и с винами любой другой стилистики, тут есть лидеры продаж и вина, продавать которые сложнее. Тем не менее, практически все креплёные вина, производимые хозяйством за сезон, обычно распродаются до наступления нового сезона. Точнее – ординарные распродаются, а выдержанные поддерживают соответствующие запасы вин, находящихся на выдержке. Если конкретно, то среди лидеров продаж – «Мускатное Фестивальное» и «Чёрный Полковник» – их даже можно назвать довольно дефицитными позициями. Сложнее всего продавать выдержанную «Солнечную долину». Мне лично это кажется странным, поскольку вино действительно легендарное и уникальное, совершенно не имеющее никаких аналогов в мировом виноделии и в первую очередь обладающее замечательными вкусовыми качествами.
Что касается сравнений с конкурентами, тут мне говорить довольно сложно. С одной стороны, все производители жалуются на снижение популярности сладких вин, с другой стороны, продажи всё-таки поддерживаются на определённом довольно высоком уровне, постоянно появляются новые сладкие (натуральные и креплёные) вина. Среди последних я бы отметил линейку «Вельвет» от Фанагории, вина хозяйства Шато-Кот-Ай-Даниль [Сергей, видимо, имел в виду Шато Кот де Сен-Даниэль - О.В.], сладкие вина «Альма вэлли».
Что касается «Массандры», на мой взгляд, предприятие переживает не лучшие времена и качество продукции по всем направлениям далеко от того, который мог бы быть достигнут в идеале. Проблем у «Массандры» много, и тем отраднее видеть те шаги предприятия, которое оно совершает, на мой взгляд, в правильном направлении – закупается новая техника, обновляется оборудование. Однако путь до состояния действительно современного хозяйства «Массандре» предстоит долгий.
Расскажи о технологии производства портвейнов «Солнечной долины» в сравнении с классической технологией оригинального портвейна. Отличается ли чем-то технология «Чёрного доктора» и «Чёрного полковника»?
Не так давно примерно на эту тему написал хорошую заметку мой друг и коллега Денис Руденко. Мне остаётся пересказать её тезисы. Технология производства крымских и португальских портвейнов имеет массу отличий – совершенно различный сортовой состав используемого винограда, применение зернового спирта ректификата для крепления в крымских винах вместо виноградного дистиллята, большая сладость и меньшее содержание алкоголя в крымских винах, производство португальских портвейнов из виноматериалов разных лет (для большинства типов вин) и производство крымских из виноматериалов одного конкретного года.
Однако для вин СД есть ещё одна особенность, которая выделяет их даже на фоне остальных крымских креплёных вин, это применение кюрдамирского метода. В чём его суть? В классической портвейновой технологии крепление виноматериала происходит после его снятия с мезги, в кюрдамирском – вместе с мезгой. У этого метода есть свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести потери дорогого спирта, часть которого неизбежно остаётся в мезге, которая затем выводится из производственного процесса. Однако в мезге содержится основное количество ароматических молекул, делающих вина такими сложными, красивыми и интересными. Спирт же, являясь сильным растворителем, позволяет лучше извлечь, «отполоскать» эти молекулы от мезги. Соответственно, увеличивая себестоимость вина, мы делаем его ароматнее, концентрированнее и в целом лучше.
Основное отличие между винами «Черный Доктор» и «Черный полковник» не в применяемых технологиях, а в сортовом составе используемого винограда. В случае «Полковника» это мощные сорта Бастардо магарачский, Одесский Черный, Каберне совиньон и добавка наших знаменитых автохтонов – Эким кара, Джеват кара и Кефесия. В случае «Доктора» это исключительно крымские автохтонные сорта.
Кстати о них, есть ли достоверная информация, кто первым в Крыму (если это было в Крыму) выпустил вина «Чёрный доктор» и «Чёрный полковник»? Как они стали популярны?
Сегодня из-за юридических коллизий постсоветской истории вино с названием «Чёрный Доктор» выпускает не только «Солнечная Долина», но и другие предприятия, причём не только в России, и вопрос, а где такое вино и название возникло впервые, вполне закономерен. Однако действительно, «Черный Доктор» впервые был создан в совхозе «Солнечнодолинский» в Крыму. Но давайте по порядку. Ещё в тридцатые годы ХХ века на волне интереса к селекции сортов и изучению автохтонов виноделами совхоза «Солнечнодолинский» было создано вино «Рубиновое Крымское». Это было сладкое креплёное вино – прообраз сегодняшнего «Доктора». Окончательно технология производства вина была доработана специалистами «Солнечной Долины» уже в шестидесятые годы, когда совхоз входил в объединение «Массандра». Тогда же вино получило своё сегодняшнее название – «Чёрный Доктор», по названию уникального сорта Эким кара, которое так и переводится с крымско-татарского, как «чёрный доктор».
Популярность этого вина основана на его советском прошлом. Фактически, простой советский человек не мог его купить. Весь небольшой выпуск вина всегда развозился по спец-распределителям, и наслаждаться этим вином могли только руководители и парт-номенклатура (ещё кто-то помнит такие слова?). Ну а раз «Доктор» был вином для избранных, значит вокруг него начинали формироваться легенды о его небывалой пользе для здоровья и тому подобные.
С «Полковником» история тоже интересная. Это вино было создано существенно позже – уже после развала СССР. В девяностые годы спрос на дорогой «Чёрный Доктор» не мог быть удовлетворён в полной мере, и виноделы хозяйства создали, как им тогда казалось, упрощённый вариант «Доктора». Вино, производство которого основано на мощных красных европейских сортах и сортах новой селекции, получило название по одному из автохтонных сортов – Джеват кара, или, как вы уже могли догадаться – «чёрный полковник» в переводе с крымско-татарского. Цена на вино была установлена достаточно демократичная, и вино стремительно приобрело популярность. Однако сильного «упрощения» не получилось. Технологии производства «Доктора» и «Полковника» практически идентичны, разве что выдержка «Полковника» в дубовых бочках всегда оказывалась несколько короче, впрочем, никогда не меньше положенных по внутреннему регламенту двух лет. «Полковник» получился совершенно самобытным и уникальным вином, радующим взыскательного потребителя своей сложностью и мощностью.
Сегодня спрос на оба эти вина хозяйства неизменно высок.