Добрый день, дорогие читатели «Learnoff — русский язык»! Сегодня мы вновь немного отклонимся от ведущей темы нашего канала и обратимся к зарубежной литературе. Хотя наше обращение не случайно: подавляющее большинство сокровищ мировой литературы доходит до нас в переводах. А искусство перевода идет рука об руку с искусством владения родным языком.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд принадлежал к писателям «потерянного поколения», внезапно повзрослевшего на фронтах Первой мировой и оттого слишком рано разочаровавшегося в себе и мире.
Привычного порядка вещей и ценностей, на которых держался весь свет, больше не было. Люди потерянного поколения остались без морального компаса, и единственное, за что они еще как-то могли держаться, — за свои принципы. И до того мир не особо заботился об их чувствах, а, перемолов миллионы в страшной бойне, бросил выживших на произвол судьбы.
Романы Фицджеральда — «Прекрасные и проклятые» и «Великий Гэтсби» — повествуют о молодых американцах из высших слоев общества, у которых не было особых причин жить. Каждый день был похож на другие, наполненные скукой и алкоголем. Бесконечные вечеринки были просто еще одним способом заполнить пустоту. Идеальный портрет совершенно несостоявшейся эпохи и несостоявшегося поколения.
Неудивительно, что в «Великом Гэтсби» много символов, так или иначе связанных с гибелью, упадком, смертью. И в первую очередь это символика цвета.
Многочисленные оттенки желтого, которые выбирает Гэтсби для украшения дома и его желтый автомобиль одновременно символизируют и богатство (желтый — цвет золота), и смерть. Зеленый огонек на причале Бьюкененов — намек на надежду и веру — постепенно теряет свое значение по мере того как рассеиваются и иллюзии Гэтсби.
Но основной цветовой тон романа Фицджеральда — серый, демонстрирующий духовную пустоту, упадок нравов и трагедию жизни. Апофеоз серого цвета — «Долина Пепла», важнейший символ «Великого Гэтсби», где серый — цвет праха, напрямую ассоциирующийся со смертью и трауром.
Параллельно в романе есть и другая цепь трагических символов. И связана она не только с глазами доктора Эклберга в Долине пепла, а с персонажем, которого рассказчик, Ник Каррауэй, называет Филином (в другом переводе Совиный Глаз — owl-eyes) из-за его огромных очков.
С Филином Ник впервые столкнулся в библиотеке дома Гэтсби, где пожилой толстяк в огромных выпуклых очках восхищался тем, что книги настоящие, хотя и совершенно новые, их не читали.
Диалог между Каррауэем и Филином свидетельствовал: Гэтсби — мошенник, дутая фигура. Даже несмотря на то, что хозяин дома купил все эти книги, они только поддерживали иллюзию его оксфордского образования:
Второй раз Филин появляется уже со своего рода предсказанием. Он попал в автомобильную аварию, но на самом деле не вел машину, как изначально решили гости вечеринки:
Ситуация фактически идентичная развязке романа: Дейзи за рулем машины Гэтсби сбивает Миртл Уилсон, муж Миртл назначает Гэтсби виновником и расправляется с ним и с собой.
В третий раз Филин, единственный из сотен гостей вечеринок, встречается с Ником на похоронах Гэтсби:
Кто же этот загадочный Филин? Ответом может стать его прозвище, данное рассказчиком.
С одной стороны, Филин (сова) — это символ мудрости, и потому недаром первая встреча с ним происходит в библиотеке, да и его догадка об истинной сущности Гэтсби тоже дорогого стоит. С другой, сова во многих культурах — символ смерти, и потому вторая встреча после автокатастрофы не случайна, это действительно предсказание. Во время последней встречи (третьей, и три здесь выступает как сакральное число) Филин окончательно подразумевает только смерть.
Еще больше статей о зарубежной литературе на нашем канале:
Как хулиган и фрик Ярослав Гашек стал большим писателем
Бронте: большая литература на фоне семейных бед
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!