Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Развитие эмоционального интеллекта у ребёнка с алалией - рассказываю о наших пособиях

К сожалению, на собственном опыте знаю, что когда у ребёнка есть серьезные проблемы с развитием, то самые волнующие вещи это:

  • Будет ли он говорить/понимать?
  • Будет ли он соображать на достаточном для самостоятельной жизни уровне?

О прочем как-то мало задумываешься. Меня, например, мало волновала эмоционально-волевая сфера. Понимание насколько она важна пришло только к 5 годам, когда сын был уже достаточно большой, уже более-менее говорил и соображал, однако в плане ЭВС ситуация оставляла желать лучшего. Крики, психи, плохое управление эмоциями - это всё присутствовало. Сейчас не скажу, что ситуация 100% решена, ведь сенсомоторная алалия вперемешку с СДВГ - это не тот вариант, когда можно быстро и легко избавиться от проблем, но за последний год я вижу у Лёвы значительный прогресс в понимании своих чувств, мыслей/поступков других людей, каких-то событий.

На первый взгляд кажется "А что тут такого? Ну понимает и ладно. Словно это как-то поможет!" Однако именно понимание отводит нас от "голых" деструктивных ощущений таких, как необъяснимый гнев или раздражение. Мы начинаем не просто испытывать эмоцию, а думать откуда она взялась. И, поняв причину, можем её потушить.

А ещё размышления снижают активность лимбической системы (места, где рождаются все эмоции) и увеличивают активность лобных долей мозга, где сидит рациональный разум, не дающий секундным побуждениям наворотить дел.

Поэтому наущение пониманию, что это за эмоция и откуда она, так важно для того, чтобы ребёнок наконец перестал орать в духе "Подай хотелку здесь и сейчас!", а задумывался так ли оно ему надо, прислушивался к аргументам и мог себя контролировать.

В работе над ЭВС нам помог ряд пособий. Их небольшой подборкой я хочу с вами сегодня поделиться.

Отмечу, что эти игры рассчитаны на детей не младше 5 лет, которые хорошо понимают речь и хотя бы немного говорят.
Для нормы тоже будет полезно, особенно, если ребенок не так уж много контактирует с другими детьми (не посещает садик, школу и при этом не имеет братьев/сестёр или не может никуда ходить по состоянию здоровья). С этими играми будет возможность хотя б в теории проработать понимание других людей, социальное поведение.

У Виктории Шиманской есть довольно большое пособие "Где живут эмоции?"

Оно рассчитано скорее на норму или около того, но я адаптировала работу под Лёву: упрощала пояснения в заданиях - убирала лишнюю "воду" и прямо говорила, что делать, приводила понятные ему примеры и помогала там, где требовался хороший словарный запас. Постепенно сын втянулся и сейчас "Элон" (так зовут главного героя книжки - крылатого слона) одна из его любимых развивалок.

В пособии много заданий на визуализацию эмоций и управление ими. Примеры (карусель листается):

Книжка увесистая - хватит надолго. Напечатана на плотной, хорошей цветной бумаге. За выполнение каждого задания предусматривается наклеечка слоника. Когда ребенок закончит все задания, страницы можно быстро пролистать - получится короткий мультик с летящим Элоном. Единственный недостаток в ней - весьма недешёвая цена.

Рассказы по картинкам

Это пособие я уже показывала в другой статье, но оно, как и любые другие занятия в духе "что было сначала, а что потом" всё равно полезно как для логики, так и для эмоционального интеллекта.

Во-первых, тут можно задать огромное количество вопросов. Например, возьмём этот сюжет:

-2

Только по нему у ребёнка можно спросить:

  1. Что произошло?
  2. Дружат ли дети?
  3. Как ты думаешь, кем они приходятся друг другу?
  4. Во что они играют?
  5. Какие они эмоции испытывают? (применимо к каждой карточке)

Как видите, на ровном месте удаётся проговорить массу всего.

На обороте есть такие картинки:

-3

После обсуждения основной истории, карточки можно перевернуть, рассортировать и обсудить эмоции: их название, изобразить их перед зеркалом, проговорить какие события могут их вызвать. Лучше не рассуждать за малыша, а дать ему подумать. Например, задаёте вопрос: "Девочка обиделась. Почему?" Ребенок должен предложить 2-4 ситуации, в которых актуальна эмоция. Такой подход позволяет попутно поработать с речью.

Из недостатков: историй немного. Но с другой стороны эти карточки не так уж и много стоят.

Одна из моих последних находок - игра "Помогатели"

Предполагается, что игрок сначала тянет карточку с проблемной ситуацией, а потом карточку с "советом", "действием" и "рассказом", чтобы посоветовать, сказать что надо сделать или рассказать свою похожую историю главному герою.

Для Лёвы эту игру на полную пока сложно использовать - сын у меня ещё не ходит в школу, с какими-то ситуациями просто не имел дела, поэтому пока я упрощаю: выбираю 2-3 ситуации, с которыми он точно может разобраться и предлагаю просто посоветовать Гоше что-нибудь.

-4

Лёве очень нравится играть в эту игру - он обожает учить мальчика уму-разуму и рассказывать как правильно, как надо себя вести. Конечно: все мы мастера умничать в чужой ситуации :) Однако даже в урезанной версии игра раскрывает неожиданные убеждения ребенка, с которыми можно поработать или наоборот похвалить за продуманность и правильность рассуждений.

Карточек довольно много. Они на разные жизненные ситуации как дома, так и в социуме (школа, город, площадка). Попутно с эмоционально-волевой сферой, игра помогает прорабатывать словесно-логическое мышление за счёт рассуждений.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)