Найти тему

Великая Отечественная война и кинематограф (часть двадцатая третья)

В прошлом году мы отметили 75-летие Победы Советского народа и всего человечества над фашизмом. Вечная слава и память Героям, погибшим, ранеными, контуженными и в дожди, и в стужу, прошедшим, пробежавшим, проползшим пол-Европы и принесшим народам мир!

Делегация Киргизской ССР передает танковую колонну "Советский Киргизстан" в Действующую армию. 1942 год.
Делегация Киргизской ССР передает танковую колонну "Советский Киргизстан" в Действующую армию. 1942 год.

В июне 1938 года в столице Киргизской ССР городе Фрунзе был открыт постоянный корреспондентский пункт Ташкентской студии Союзкинохроники. Первые специалисты киноискусства М. Каюмов, И. Колсанов, А. Рахимов, Ш. Захидов, Н. Голубев, Д. Сода и другие прибыли во Фрунзе из Ташкента. Они показывали эпизоды кипучей жизни Средней Азии, строительство ирригационных сетей, высокогорные пастбища и хлопковые плантации, культурные преобразования в крае. С этого момента начались регулярные выпуски киножурнала "Советская Киргизия" ("Советтик Кыргызстан"). К 1942 году было выпущено свыше 60 номеров киножурнала и снят полнометражный документальный фильм "На высокой земле" {"Поэма о высокой земле", совместно с Центральной студией кинохроники (Москва), выпущен на всесоюзный экран в марте 1941 года, режиссёр Марианна Варейкис, сценарий написал известный дунганский поэт Ясыра Шиваз, операторы Николай Самгин, Иосиф Толчан, Малик Каюмов, Александр Брантман, композиторы Владимир Власов и Владимир Фере} - эпическая поэма, показывающая рост сельского хозяйства и культурное развитие республики на примере некоторых районов Чуйской долины. Работа корпункта способствовала возникновению самостоятельной студии кинохроники во Фрунзе, которая была организована в суровом 1942 году. Небольшая группа режиссеров и операторов: И. Колсанов, Г. Николаев, А. Барковский, Д. Эрдман, М. Варейкис, Ю. Герштейн, И. Гугнер, Л. Копытев в годы войны подготовила серию сюжетов для киножурнала "Советская Киргизия", типичных для того времени: "Подготовка боевых резервов для Красной Армии", "Строительство Большого Чуйского канала", "Строительство Аламединской ГЭС", "Ртуть – на фронт", "Шерсть, хлеб, мясо – на фронт", "Уголь – на фронт", В горах Тянь-Шаня" и т. д. Сюжеты операторы Юрия Герштейна "Уборка конопли" и "На трудовой фронт" в 1942 году были включены в киножурнал "Новости дня", а сюжет "Юный радист" - в киножурнал "Пионерия". В годы войны студия подготовила более 100 номеров "Советской Киргизии". Среди них – спецвыпуски: "Киргизия в дни Отечественной войны" (1944, режиссёр Дмитрий Эрдман), "Высокая награда" (1944, режиссёр Дмитрий Эрдман), "Долина сахара" (1945, режиссёр Сергей Авлошенко).

Август 1940 года. Население Молдавии встречает воинов Красной Армии.
Август 1940 года. Население Молдавии встречает воинов Красной Армии.

До 2 августа 1940 года Молдавия (левобережная часть - Приднестровье, населённая в основном русскими и украинцами) была автономной республикой в составе Украинской ССР. В 1917 году, после Великой Октябрьской социалистической революции на территории Бессарабии в составе Российской Республики была создана Молдавская Демократическая Республика (МДР), провозгласившая независимость 23 января 1918 года. В последующие недели в ней усиливалось румынское влияние, и 27 марта МДР вошла в состав Румынского Королевства. Советское правительство никогда не признавало соединение Бессарабии с Румынией. В ноте от 1 ноября 1920 года РСФСР выразила решительный протест против аннексии и Парижского протокола её подтверждающего, так как он был заключён другими правительствами. На Венской конференции 1924 года Советское правительство предложило провести в Бессарабии плебисцит, однако Румыния отвергла предложение СССР. Советская сторона доказывала, что Бессарабия была незаконно оккупирована румынскими войсками. В ходе переговоров сторонам удалось договориться о проведении демаркационной линии между государствами по Днестру [хотя СССР по-прежнему считал Бессарабию (Бессарабскую губернию РСФСР) оккупированной Румынией территорией], а также о невозможности решения конфликта силой. 12 октября 1924 года на бо́льшей части Приднестровья создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР. 26 июня 1940 года Вячеслав Молотов вручил румынскому послу в Москве Георге Давидеску заявление советского правительства, в котором выдвигались требования о передаче СССР Бессарабии и северной части Буковины в границах согласно приложенной карте. Коронный совет Румынии, не найдя поддержки у Германии и Италии, был вынужден согласиться с советскими требованиями. В ноте от 28 июня 1940 года правительство Румынии согласилось с предложением о возвращении Бессарабии, а также с порядком и сроками вывода своих войск и администрации. В этот же день, 28 июня, в Бессарабию вступили части Красной Армии. 2 августа 1940 года на территории возвращённой Бессарабии и Приднестровья была провозглашена Молдавская Советская Социалистическая Республика.

Март 1918 года. Румынские войска оккупируют Бессарабию.
Март 1918 года. Румынские войска оккупируют Бессарабию.

После насильственного захвата королевской Румынии Бессарабии в 1918 году на левый берег Днестра перебралось много беженцев- бессарабцев, не желающих жить под оккупантами. Среди них были и представители творческой интеллигенции: журналисты, актёры, писатели. Большая группа беженцев-бессарабцев обосновалась в Одессе, чтобы быть ближе к Родине. Здесь они включились в активную творческую жизнь. Фильмы, как игровые, так и документальные, посвященные жизни Бессарабии и были созданы на киностудиях в Одессе и Киеве в 1920-1930 годах. Дела и будни трудящихся, строительство новой жизни на левой берегу Днестра - всё это находило отражение в украинской кинохронике. Уже в 1931 году в Одессе был создан документальный фильм в четырёх частях "АМССР", его авторы Борис Дуберштейн и Сергей Калмыков показали развитие Автономной Молдавской Республики за семь лет её существования, показали достижения её экономики и культуры. В 1938 году уже с Киеве режиссёр Григорий Гричер-Чериковер по сценарию уроженца Молдавии Петра Вершигоры смонтировал фильм обозрение в семи частях "Советская Молдавия". Картина эта была звуковой и вышла на экраны на двух языках - русском и молдавском. Чтобы запечатлеть на плёнку события июня 1940 года, когда Бессарабия и Северная Буковина была освобождена от румынских оккупантов и вошла в состав Советского Союза на правый берег Днестра вместе с передовыми частями Красной Армии переправились операторы Центральной и Украинской студий кинохроники - С. Коган, В. Штатланд, А. Кричевский, А. Ковальчук, Н. Богомолов, А. Гоман, Б. Вакар. Съёмки проводились в городах Бендеры, Кишинёв, Белгород-Днестровский, на местах Татарбунарского крестьянского восстания 1924 года. Кинохроникёры снимали эпизоды, характеризующие безрадостное прошлое изнывающего под гнётом румынских бояр трудового населения, - нищие окраины Кишинёва; тяжкий труд крестьян, обрабатывающих поля примитивными орудиями; безработных на улицах городов Бессарабии; объявления, висящие в магазинах и правительственных учреждениях: "Разговаривать только по-румынски". Запечатлены волнующие моменты начала новой жизни на освобождённой земле: печатание первого номера "Бессарабской правды", радостные толпы народа, с цветами встречающие воинов Красной Армии. Из этих кадров режиссёры-документалисты Иосиф Посельский и Илья Копалин смонтировали полнометражную ленту "На Дунае".

24 августа 1944 года в результате Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции (20 - 29 августа 1944 года) столица Советской Молдавии город Кишинёв был освобождён Красной Армией.
24 августа 1944 года в результате Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции (20 - 29 августа 1944 года) столица Советской Молдавии город Кишинёв был освобождён Красной Армией.

В том же, 1940 году, писатель Всеволод Витальевич Вишневский, режиссёр Эсфирь Ильинична Шуб и оператор Эдуард Казимирович Тиссе приступили к съёмкам полнометражной документальной картины "Земля Бессарабская". Работая над сценарием, Всеволод Вишневский так определил тему будущего фильма: "Тема Бессарабии - это тема народа. Надо рассказать историю этого народа целиком - буквально от палеолита до наших дней. Это не преувеличение. Это естественное стремление вместе с советской наукой и искусством заново открыть народу его мощь и его славу". Однако осуществиться этому интересному замыслу помешала война.
К ноябрю 1940 года режиссёры Киевской киностудии В. П. Кучвольский и И. П. Ляликов завершили монтаж полнометражного документального фильма "Советская Молдавия". Фильм, показывающий воссоединение Молдавских земель, большие изменения в жизни народа, появился на экранах республики к празднованию XXIII годовщины Октябрьской революции. Для регулярного выпуска киножурнала "Советская Молдавия" ("Молдова советикэ") в июле 1940 года Киевская студия кинохроники создаёт в Кишинёве свой постоянный корреспондентский пункт. Здесь около года работали операторы Б. Вакар, В. Кацнельсон, М. Койфман, В. Собовой. В первые же дни войны часть из них стали фронтовыми кинооператорами. После освобождения Молдавии от фашистской оккупации, в августе 1944 года в Кишинёве был восстановлен корреспондентский пункт. Работавшие в то время в Молдавии операторы И. Грязнов, П. Русанов, А. Щекутьев снимают первые дни после освобождения: восстановление железнодорожного сообщения, электростанций, водопровода, возвращение крестьян к мирному труду, сдачу хлеба государству. Эти съёмки легли в основу очерка "В освобождённой Молдавии", созданного на центральной студии документальных фильмов режиссёром Леонидом Кристи.

"Всё для фронта, всё для победы!" (Таджикистан).
"Всё для фронта, всё для победы!" (Таджикистан).

13 ноября 1941 Центральный Комитет Коммунистической Партии (большевиков) Таджикистана принял постановление “Об организации производства художественных военно-оборонных фильмов в Сталинабадской киностудии”. В начале войны в Сталинабад была эвакуирована киностудия "Союздетфильм". На 18 эшелонах доставили артистов, декорации, кинооборудование. Все, что успели вывезти из Москвы, было помещено в кинотеатр имени Горького. Гости из Москвы пробыли в Душанбе с октября 1941 до августа 1944 года. За это время было снято 15 художественных фильмов, более 100 хроникально-документальных фильмов. Объединенная душанбинская киностудия производила киножурнал "Советский Таджикистан в дни войны"("Точикистони советй вӑ рҫӑ вӑхӑтӗнче"), часть номеров которого выпускались на всесоюзный экран. Кинохроникёры с первых же дней войны старились делать киножурнал оперативно и на высоком уровне. В нём монтировались не только сюжеты и рассказы о фронтовых событиях. Призывы в армию, многочисленные добровольцы, стремящиеся уехать на фронт, формирование национальных подразделений, труд таджикских рабочих и колхозников, сбор средств на танковые колонны и эскадрильи самолётов - всё это нашло отражение в хронике. Снятые для журнала сюжеты носили разнообразный характер, охватывали все важнейшие стороны трудовой жизни республики. Тут были и сюжеты о боевой подготовке отрядов таджикских джигитов во главе с известным героем Мукумом Султановым, о замечательном движении женщин, осваивающих мужские профессии, о помощи пионеров в уборке урожая и сборе металлолома, о матери-героине Бабадустовой, вырастившей одиннадцать детей...
В Душанбе похоронен заслуженный артист РСФСР Иван Петрович Чувелёв (1897 -
1942), умерший от гриппа в эвакуации в Сталинабаде 31 декабря 1942 года.

"Всё для фронта, всё для победы!" Приём ценностей в  фонд обороны Страны (Туркменистан)
"Всё для фронта, всё для победы!" Приём ценностей в фонд обороны Страны (Туркменистан)

С начала Великой Отечественной войны ведущее место в работе заняла кинохроника. В 1941 году студия выпускает документальный фильм "Победа за нами" (монтаж Н. Досталя и В. Лаврова), показывающий сплочённость туркменского народа и готовность его отпору к врагу. С первых дней войны на фронт отправились операторы Д. Мамедов, А. Фролов, И. Чикноверов, А. Солодков. Много раз выезжали на фронт режиссёры и кинооператоры В. Лавров, Д. Непесов, К. Киятханов, в составе фронтовых бригад снимали боевые действия, хроникальные сюжеты о единстве фронта и тыла. Поездке большой делегации туркменского народа к воинам Западного фронта в сентябре 1942 года посвящён фильм "Делегаты туркменского народа на фронте". Киноочерк "По Ирану" (1942, Ашхабадская киностудия, режиссёр И. Посельский, операторы В. Лавров, Д. Мамедов, И. Чикноверов и В. Зайцев) рассказывал о временном вынужденном пребывании Советских воинских частей в соседней стране. С июня 1941 по май 1945 года было выпущено свыше ста сорока номеров киножурнала "Советский Туркменистан" ("Совет Түркменистан"), в котором фронтовые сюжеты монтировались с репортажами о патриотических подвигах в тылу. Во всесоюзных киножурналах "Союзкиножурнал" (с июля 1944 года -"Новости дня") и "Пионерия" также помещались сюжеты туркменских документалистов. С апреля 1941 года в Ашхабаде жил и работал на местной киностудии московский режиссёр Борис Иванович Юрцев (1900 - 1954), поставивший в начале войны комедийную короткометражку "Стебельков в небесах" с Марком Наумовичем Бернесом в главной роли. В 1941 году в Ашхабад была эвакуирована Киевская киностудия. Ведущими украинскими кинематографистами здесь были созданы большие патриотические художественные фильмы, поднимающие на борьбу с фашистскими захватчиками. В октябре 1941 года в Ашхабаде киевским режиссёром Владимиром Георгиевичем Шмидтгофом (1900 - 1944) был снят военно- оборонный фильм "Люди Красного Креста".

"Всё для фронта, всё для победы!" Сбор хлопка-сырца (Узбекистан).
"Всё для фронта, всё для победы!" Сбор хлопка-сырца (Узбекистан).

В начале войны узбекские кинематографисты приступили к созданию короткометражных фильмов - плакатов, киноновелл, хроникальных лент.
Узбекские кинооператоры К. Каюмов, А. Фролов, Я. Лейбов, Ш. Захидов, М. Ковнит, А. Рахимов и другие, находясь на фронте, создали яркие документальные ленты о героической борьбе советских воинов против немецко-фашистских захватчиков. Самостоятельно и совместно с эвакуированными в Ташкент Черноморской кинофабрикой (Одесской киностудией) и кинематографистами из Москвы, Ленинграда, Киева на Ташкентской киностудии помимо больших художественных фильмов, составивших славу советского военного кинематографа, в начале войны были созданы короткометражные художественные фильмы "Мать" (режиссёр Леонид Луков), "Мы победим!" (режиссёр Камиль Ярматов), "На зов вождя" (режиссёры Загит Сабитов и Александр Шарапов), "Отважные друзья" (режиссёры Наби Ганиев и Евгений Брюнчугин), "Последняя очередь" (режиссёр Георгий Тасин), "Прохоровна" (режиссёр Лазарь Юдин). В Ташкенте регулярно выпускался киножурнал "Орденоносный Узбекистан" ("Buyurtma beriladigan O'zbekiston"), повествующий о героической борьбе советского народа против захватчиков на фронте и о трудовых подвигах в тылу.

Российские киностудии ещё до эвакуации на восток успели выпустить на экраны страны два короткометражных художественных фильма:
"Старая гвардия" ("Ленфильм", 1941, сценаристы Семён Полоцкий и Матвей Тевелев, постановка Сергея Герасимова, оператор Моисей Магид, художник Семён Мейнкин, звукооператор Захар Залкинд, актёры - Борис Пославский, Борис Блинов, Пётр Кириллов, Елена Кириллова) - проводив сыновей на фронт летом 1941 года, старики-пенсионеры заменяют их у заводских станков…
Отказавшийся эвакуироваться из своей малой родины актёр Пётр Клавдиевич Кириллов (5 мая по ст. ст. 1895 -
14 января 1942 года) погиб во время бомбёжки блокадного города.

Кадр из фильма "Старый двор" (Россия).
Кадр из фильма "Старый двор" (Россия).

"Старый двор" ["Союздетфильм", 1941, поставил фильм режиссёр Владимир Немоляев по сценарию, написанному совместно с Валентиной Ладыгиной, оператор Александр Петров, художники Сергей Козловский и Пётр Галаджев, композиторы Анатолий Лепин и Леонид Половинкин, в фильме снимались Михаил Румянцев (Каран-д"Аш), Пётр Галаджев, Константин Немоляев, Александр Тимонтаев, А. Лаврухин, Л. Грудина, Сергей Комаров, Анатолий Нахимов, Иона Бий-Бродский, Эммануил Геллер, Елена Максимова, Людмила Тиссэ, Рина Зелёная].
Очень весёлый фильм о том, как жильцы превратили свой двор в место культурного отдыха. Долго и упорно трудится управдом Синичкин над планом благоустройства двора. Но пока составляется план, оставленные без руководства дворники бездействуют. Все больше и больше захламляется двор. Но ничто не может остановить ребятишек. Они приспосабливают двор для игры в футбол. Азартная игра детворы заражает взрослых и самого Синичкина. От планов он переходит к делу, организует субботник. Вскоре старый двор превращается в уютную площадку для отдыха. В часы досуга сюда приходят и дети и взрослые поиграть в волейбол и другие игры.
(Сегодня бы так!!!)

Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!