В прошлом году мы отметили 75-летие Победы Советского народа и всего человечества над фашизмом. Вечная слава и память Героям, погибшим, ранеными, контуженными и в дожди, и в стужу, прошедшим, пробежавшим, проползшим пол-Европы и принесшим народам мир!
В июне 1938 года в столице Киргизской ССР городе Фрунзе был открыт постоянный корреспондентский пункт Ташкентской студии Союзкинохроники. Первые специалисты киноискусства М. Каюмов, И. Колсанов, А. Рахимов, Ш. Захидов, Н. Голубев, Д. Сода и другие прибыли во Фрунзе из Ташкента. Они показывали эпизоды кипучей жизни Средней Азии, строительство ирригационных сетей, высокогорные пастбища и хлопковые плантации, культурные преобразования в крае. С этого момента начались регулярные выпуски киножурнала "Советская Киргизия" ("Советтик Кыргызстан"). К 1942 году было выпущено свыше 60 номеров киножурнала и снят полнометражный документальный фильм "На высокой земле" {"Поэма о высокой земле", совместно с Центральной студией кинохроники (Москва), выпущен на всесоюзный экран в марте 1941 года, режиссёр Марианна Варейкис, сценарий написал известный дунганский поэт Ясыра Шиваз, операторы Николай Самгин, Иосиф Толчан, Малик Каюмов, Александр Брантман, композиторы Владимир Власов и Владимир Фере} - эпическая поэма, показывающая рост сельского хозяйства и культурное развитие республики на примере некоторых районов Чуйской долины. Работа корпункта способствовала возникновению самостоятельной студии кинохроники во Фрунзе, которая была организована в суровом 1942 году. Небольшая группа режиссеров и операторов: И. Колсанов, Г. Николаев, А. Барковский, Д. Эрдман, М. Варейкис, Ю. Герштейн, И. Гугнер, Л. Копытев в годы войны подготовила серию сюжетов для киножурнала "Советская Киргизия", типичных для того времени: "Подготовка боевых резервов для Красной Армии", "Строительство Большого Чуйского канала", "Строительство Аламединской ГЭС", "Ртуть – на фронт", "Шерсть, хлеб, мясо – на фронт", "Уголь – на фронт", В горах Тянь-Шаня" и т. д. Сюжеты операторы Юрия Герштейна "Уборка конопли" и "На трудовой фронт" в 1942 году были включены в киножурнал "Новости дня", а сюжет "Юный радист" - в киножурнал "Пионерия". В годы войны студия подготовила более 100 номеров "Советской Киргизии". Среди них – спецвыпуски: "Киргизия в дни Отечественной войны" (1944, режиссёр Дмитрий Эрдман), "Высокая награда" (1944, режиссёр Дмитрий Эрдман), "Долина сахара" (1945, режиссёр Сергей Авлошенко).
До 2 августа 1940 года Молдавия (левобережная часть - Приднестровье, населённая в основном русскими и украинцами) была автономной республикой в составе Украинской ССР. В 1917 году, после Великой Октябрьской социалистической революции на территории Бессарабии в составе Российской Республики была создана Молдавская Демократическая Республика (МДР), провозгласившая независимость 23 января 1918 года. В последующие недели в ней усиливалось румынское влияние, и 27 марта МДР вошла в состав Румынского Королевства. Советское правительство никогда не признавало соединение Бессарабии с Румынией. В ноте от 1 ноября 1920 года РСФСР выразила решительный протест против аннексии и Парижского протокола её подтверждающего, так как он был заключён другими правительствами. На Венской конференции 1924 года Советское правительство предложило провести в Бессарабии плебисцит, однако Румыния отвергла предложение СССР. Советская сторона доказывала, что Бессарабия была незаконно оккупирована румынскими войсками. В ходе переговоров сторонам удалось договориться о проведении демаркационной линии между государствами по Днестру [хотя СССР по-прежнему считал Бессарабию (Бессарабскую губернию РСФСР) оккупированной Румынией территорией], а также о невозможности решения конфликта силой. 12 октября 1924 года на бо́льшей части Приднестровья создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР. 26 июня 1940 года Вячеслав Молотов вручил румынскому послу в Москве Георге Давидеску заявление советского правительства, в котором выдвигались требования о передаче СССР Бессарабии и северной части Буковины в границах согласно приложенной карте. Коронный совет Румынии, не найдя поддержки у Германии и Италии, был вынужден согласиться с советскими требованиями. В ноте от 28 июня 1940 года правительство Румынии согласилось с предложением о возвращении Бессарабии, а также с порядком и сроками вывода своих войск и администрации. В этот же день, 28 июня, в Бессарабию вступили части Красной Армии. 2 августа 1940 года на территории возвращённой Бессарабии и Приднестровья была провозглашена Молдавская Советская Социалистическая Республика.
После насильственного захвата королевской Румынии Бессарабии в 1918 году на левый берег Днестра перебралось много беженцев- бессарабцев, не желающих жить под оккупантами. Среди них были и представители творческой интеллигенции: журналисты, актёры, писатели. Большая группа беженцев-бессарабцев обосновалась в Одессе, чтобы быть ближе к Родине. Здесь они включились в активную творческую жизнь. Фильмы, как игровые, так и документальные, посвященные жизни Бессарабии и были созданы на киностудиях в Одессе и Киеве в 1920-1930 годах. Дела и будни трудящихся, строительство новой жизни на левой берегу Днестра - всё это находило отражение в украинской кинохронике. Уже в 1931 году в Одессе был создан документальный фильм в четырёх частях "АМССР", его авторы Борис Дуберштейн и Сергей Калмыков показали развитие Автономной Молдавской Республики за семь лет её существования, показали достижения её экономики и культуры. В 1938 году уже с Киеве режиссёр Григорий Гричер-Чериковер по сценарию уроженца Молдавии Петра Вершигоры смонтировал фильм обозрение в семи частях "Советская Молдавия". Картина эта была звуковой и вышла на экраны на двух языках - русском и молдавском. Чтобы запечатлеть на плёнку события июня 1940 года, когда Бессарабия и Северная Буковина была освобождена от румынских оккупантов и вошла в состав Советского Союза на правый берег Днестра вместе с передовыми частями Красной Армии переправились операторы Центральной и Украинской студий кинохроники - С. Коган, В. Штатланд, А. Кричевский, А. Ковальчук, Н. Богомолов, А. Гоман, Б. Вакар. Съёмки проводились в городах Бендеры, Кишинёв, Белгород-Днестровский, на местах Татарбунарского крестьянского восстания 1924 года. Кинохроникёры снимали эпизоды, характеризующие безрадостное прошлое изнывающего под гнётом румынских бояр трудового населения, - нищие окраины Кишинёва; тяжкий труд крестьян, обрабатывающих поля примитивными орудиями; безработных на улицах городов Бессарабии; объявления, висящие в магазинах и правительственных учреждениях: "Разговаривать только по-румынски". Запечатлены волнующие моменты начала новой жизни на освобождённой земле: печатание первого номера "Бессарабской правды", радостные толпы народа, с цветами встречающие воинов Красной Армии. Из этих кадров режиссёры-документалисты Иосиф Посельский и Илья Копалин смонтировали полнометражную ленту "На Дунае".
В том же, 1940 году, писатель Всеволод Витальевич Вишневский, режиссёр Эсфирь Ильинична Шуб и оператор Эдуард Казимирович Тиссе приступили к съёмкам полнометражной документальной картины "Земля Бессарабская". Работая над сценарием, Всеволод Вишневский так определил тему будущего фильма: "Тема Бессарабии - это тема народа. Надо рассказать историю этого народа целиком - буквально от палеолита до наших дней. Это не преувеличение. Это естественное стремление вместе с советской наукой и искусством заново открыть народу его мощь и его славу". Однако осуществиться этому интересному замыслу помешала война.
К ноябрю 1940 года режиссёры Киевской киностудии В. П. Кучвольский и И. П. Ляликов завершили монтаж полнометражного документального фильма "Советская Молдавия". Фильм, показывающий воссоединение Молдавских земель, большие изменения в жизни народа, появился на экранах республики к празднованию XXIII годовщины Октябрьской революции. Для регулярного выпуска киножурнала "Советская Молдавия" ("Молдова советикэ") в июле 1940 года Киевская студия кинохроники создаёт в Кишинёве свой постоянный корреспондентский пункт. Здесь около года работали операторы Б. Вакар, В. Кацнельсон, М. Койфман, В. Собовой. В первые же дни войны часть из них стали фронтовыми кинооператорами. После освобождения Молдавии от фашистской оккупации, в августе 1944 года в Кишинёве был восстановлен корреспондентский пункт. Работавшие в то время в Молдавии операторы И. Грязнов, П. Русанов, А. Щекутьев снимают первые дни после освобождения: восстановление железнодорожного сообщения, электростанций, водопровода, возвращение крестьян к мирному труду, сдачу хлеба государству. Эти съёмки легли в основу очерка "В освобождённой Молдавии", созданного на центральной студии документальных фильмов режиссёром Леонидом Кристи.
13 ноября 1941 Центральный Комитет Коммунистической Партии (большевиков) Таджикистана принял постановление “Об организации производства художественных военно-оборонных фильмов в Сталинабадской киностудии”. В начале войны в Сталинабад была эвакуирована киностудия "Союздетфильм". На 18 эшелонах доставили артистов, декорации, кинооборудование. Все, что успели вывезти из Москвы, было помещено в кинотеатр имени Горького. Гости из Москвы пробыли в Душанбе с октября 1941 до августа 1944 года. За это время было снято 15 художественных фильмов, более 100 хроникально-документальных фильмов. Объединенная душанбинская киностудия производила киножурнал "Советский Таджикистан в дни войны"("Точикистони советй вӑ рҫӑ вӑхӑтӗнче"), часть номеров которого выпускались на всесоюзный экран. Кинохроникёры с первых же дней войны старились делать киножурнал оперативно и на высоком уровне. В нём монтировались не только сюжеты и рассказы о фронтовых событиях. Призывы в армию, многочисленные добровольцы, стремящиеся уехать на фронт, формирование национальных подразделений, труд таджикских рабочих и колхозников, сбор средств на танковые колонны и эскадрильи самолётов - всё это нашло отражение в хронике. Снятые для журнала сюжеты носили разнообразный характер, охватывали все важнейшие стороны трудовой жизни республики. Тут были и сюжеты о боевой подготовке отрядов таджикских джигитов во главе с известным героем Мукумом Султановым, о замечательном движении женщин, осваивающих мужские профессии, о помощи пионеров в уборке урожая и сборе металлолома, о матери-героине Бабадустовой, вырастившей одиннадцать детей...
В Душанбе похоронен заслуженный артист РСФСР Иван Петрович Чувелёв (1897 - 1942), умерший от гриппа в эвакуации в Сталинабаде 31 декабря 1942 года.
С начала Великой Отечественной войны ведущее место в работе заняла кинохроника. В 1941 году студия выпускает документальный фильм "Победа за нами" (монтаж Н. Досталя и В. Лаврова), показывающий сплочённость туркменского народа и готовность его отпору к врагу. С первых дней войны на фронт отправились операторы Д. Мамедов, А. Фролов, И. Чикноверов, А. Солодков. Много раз выезжали на фронт режиссёры и кинооператоры В. Лавров, Д. Непесов, К. Киятханов, в составе фронтовых бригад снимали боевые действия, хроникальные сюжеты о единстве фронта и тыла. Поездке большой делегации туркменского народа к воинам Западного фронта в сентябре 1942 года посвящён фильм "Делегаты туркменского народа на фронте". Киноочерк "По Ирану" (1942, Ашхабадская киностудия, режиссёр И. Посельский, операторы В. Лавров, Д. Мамедов, И. Чикноверов и В. Зайцев) рассказывал о временном вынужденном пребывании Советских воинских частей в соседней стране. С июня 1941 по май 1945 года было выпущено свыше ста сорока номеров киножурнала "Советский Туркменистан" ("Совет Түркменистан"), в котором фронтовые сюжеты монтировались с репортажами о патриотических подвигах в тылу. Во всесоюзных киножурналах "Союзкиножурнал" (с июля 1944 года -"Новости дня") и "Пионерия" также помещались сюжеты туркменских документалистов. С апреля 1941 года в Ашхабаде жил и работал на местной киностудии московский режиссёр Борис Иванович Юрцев (1900 - 1954), поставивший в начале войны комедийную короткометражку "Стебельков в небесах" с Марком Наумовичем Бернесом в главной роли. В 1941 году в Ашхабад была эвакуирована Киевская киностудия. Ведущими украинскими кинематографистами здесь были созданы большие патриотические художественные фильмы, поднимающие на борьбу с фашистскими захватчиками. В октябре 1941 года в Ашхабаде киевским режиссёром Владимиром Георгиевичем Шмидтгофом (1900 - 1944) был снят военно- оборонный фильм "Люди Красного Креста".
В начале войны узбекские кинематографисты приступили к созданию короткометражных фильмов - плакатов, киноновелл, хроникальных лент.
Узбекские кинооператоры К. Каюмов, А. Фролов, Я. Лейбов, Ш. Захидов, М. Ковнит, А. Рахимов и другие, находясь на фронте, создали яркие документальные ленты о героической борьбе советских воинов против немецко-фашистских захватчиков. Самостоятельно и совместно с эвакуированными в Ташкент Черноморской кинофабрикой (Одесской киностудией) и кинематографистами из Москвы, Ленинграда, Киева на Ташкентской киностудии помимо больших художественных фильмов, составивших славу советского военного кинематографа, в начале войны были созданы короткометражные художественные фильмы "Мать" (режиссёр Леонид Луков), "Мы победим!" (режиссёр Камиль Ярматов), "На зов вождя" (режиссёры Загит Сабитов и Александр Шарапов), "Отважные друзья" (режиссёры Наби Ганиев и Евгений Брюнчугин), "Последняя очередь" (режиссёр Георгий Тасин), "Прохоровна" (режиссёр Лазарь Юдин). В Ташкенте регулярно выпускался киножурнал "Орденоносный Узбекистан" ("Buyurtma beriladigan O'zbekiston"), повествующий о героической борьбе советского народа против захватчиков на фронте и о трудовых подвигах в тылу.
Российские киностудии ещё до эвакуации на восток успели выпустить на экраны страны два короткометражных художественных фильма:
"Старая гвардия" ("Ленфильм", 1941, сценаристы Семён Полоцкий и Матвей Тевелев, постановка Сергея Герасимова, оператор Моисей Магид, художник Семён Мейнкин, звукооператор Захар Залкинд, актёры - Борис Пославский, Борис Блинов, Пётр Кириллов, Елена Кириллова) - проводив сыновей на фронт летом 1941 года, старики-пенсионеры заменяют их у заводских станков…
Отказавшийся эвакуироваться из своей малой родины актёр Пётр Клавдиевич Кириллов (5 мая по ст. ст. 1895 -14 января 1942 года) погиб во время бомбёжки блокадного города.
"Старый двор" ["Союздетфильм", 1941, поставил фильм режиссёр Владимир Немоляев по сценарию, написанному совместно с Валентиной Ладыгиной, оператор Александр Петров, художники Сергей Козловский и Пётр Галаджев, композиторы Анатолий Лепин и Леонид Половинкин, в фильме снимались Михаил Румянцев (Каран-д"Аш), Пётр Галаджев, Константин Немоляев, Александр Тимонтаев, А. Лаврухин, Л. Грудина, Сергей Комаров, Анатолий Нахимов, Иона Бий-Бродский, Эммануил Геллер, Елена Максимова, Людмила Тиссэ, Рина Зелёная].
Очень весёлый фильм о том, как жильцы превратили свой двор в место культурного отдыха. Долго и упорно трудится управдом Синичкин над планом благоустройства двора. Но пока составляется план, оставленные без руководства дворники бездействуют. Все больше и больше захламляется двор. Но ничто не может остановить ребятишек. Они приспосабливают двор для игры в футбол. Азартная игра детворы заражает взрослых и самого Синичкина. От планов он переходит к делу, организует субботник. Вскоре старый двор превращается в уютную площадку для отдыха. В часы досуга сюда приходят и дети и взрослые поиграть в волейбол и другие игры. (Сегодня бы так!!!)
Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!