В прошлом году мы отметили 75-летие Победы Советского народа и всего человечества над фашизмом. Вечная слава и память Героям, погибшим, ранеными, контуженными и в дожди, и в стужу, прошедшим, пробежавшим, проползшим пол-Европы и принесшим народам мир!
29 июля 1941 года в газете "Правда" был опубликован обзор писем под заголовком "Трудящиеся предлагают создать фонд обороны". Спустя три дня в передовой статье этой газеты "Фонд обороны - новое проявление советского патриотизма" было сказано: "Фонд обороны возник стихийно. Ему надо придать соответствующие организационные формы - об этом должны позаботиться партийные, профсоюзные и комсомольские организации". Движение за создание фонда обороны получило всестороннюю поддержку как свидетельство всенародной патриотической поддержки Красной армии в её борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, свидетельство единства фронта и тыла. Во всех отделениях Государственного банка СССР были открыты специальные счета, на которые принимались взносы. В Фонд обороны передавались личные денежные накопления, золотые и серебряные вещи, авторские гонорары и государственные премии, облигации государственных займов, выигрыши по займам и денежно-вещевым лотереям, перечислялись средства, заработанные на воскресниках, средства от продажи урожая, полученного со сверхплановых "гектаров обороны".
Большие суммы в помощь фронту отчисляли доноры, отказывавшиеся от оплаты за сданную кровь в пользу Фонда обороны;
Существовали небольшие подразделения Фонда обороны, такие, как фонд "Месть матери" (на эти сборы построена танковая колонна "Мать фронтовика");
В декабре 1942 года возникло патриотическое движение, связанное с именем саратовского колхозника Ф. П. Головатого. С началом Великой Отечественной войны двое сыновей Головатого (старший - Степан и младший - Николай) и три зятя ушли на фронт, в доме остались 9 внуков (старшему было девять лет, младшему - два года). Колхозник колхоза "Стахановец" Ново-Покровского района Саратовской области Ферапонт Петрович Головатый (05.06 по н. ст.1890 - 25.07.1951), пасечник- единоличник, продав в декабре 1942 года 200 кг мёда, вложил 100 тысяч рублей на приобретение истребителя Як-1. В январе 1943 года самолёт Як-1 с дарственной надписью на борту "Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого" был передан саратовцу майору Борису Николаевичу Ерёмину. Самолёт прошёл боевой путь от Сталинграда до Крыма, ни разу не был сбит, однако после освобождения Севастополя, в марте 1944-го комиссия обследовала техническое состояние истребителя и признала его негодным к полётам как выработавшим ресурс.
ЯК-3, как и предыдущий самолёт, ни разу не пострадал в воздушных боях, Еремин воевал на нём вплоть до дня Победы, который встретил в Праге 9 мая. 26 марта 1948 года председателю колхоза "Стахановец" Головатому Ферапонту Петровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда [Генерал-лейтенант авиации в отставке Борис Николаевич Ерёмин (06.03.1913, Саратов - 04.04.2005, Москва) "за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны" 05.05.1990 года удостоен звания Герой Советского Союза];
Полковой комиссар Илья Федотович Октябрьский погиб смертью храбрых 9 августа 1941 года в одном из боёв на Украине. Военком 206-й стрелковой дивизии полковой комиссар И. Ф. Октябрьский был сражён пулемётной очередью, ведя своих бойцов в атаку в одном из боёв под Киевом. Узнав о гибели мужа-фронтовика, Мария Васильевна обратилась в военкомат с просьбой отправить её на фронт, но несколько раз ей отказывали: из-за перенесённой болезни - туберкулёза шейного позвонка - и уже немолодого возраста - 36 лет. Тогда она решила пойти другим путём. Продав вместе с сестрой все вещи и ценности и несколько месяцев занимаясь вышиванием, она внесла в Фонд обороны 50 тысяч рублей на строительство танка Т-43. После чего направила в Кремль следующую телеграмму:
"Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Танк прошу назвать "Боевая подруга" и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком.
Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины. ОКТЯБРЬСКАЯ Мария Васильевна.
г. Томск, Белинского, 31". Сталин ответил:
"Томск, ул. Белинского, 31
тов. ОКТЯБРЬСКОЙ Марии Васильевне. Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
Ваше желание будет исполнено.
Примите мой привет. И. СТАЛИН".
Это самые яркие примеры высокого духовного патриотизма, которым был заражён в страшные годы войны весь советские народ.
Всего в Фонд обороны и Фонд Красной армии поступило свыше 17 миллиардов рублей наличными, 13 кг платины, 131 кг золота,
9519 кг серебра, на 1,7 миллиардов рублей драгоценностей, свыше 4,5 миллиардов рублей облигаций государственных займов и другое.
На добровольные пожертвования населения было построено более 2,5 тысяч боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 различных военных катеров.
Новая форма социалистической экономики, созданная в предвоенные годы, успешная организация производства в основном в условиях эвакуации, талантливая работа конструкторов, инженеров, рабочих, вложивших все свои знания и опыт позволили в кротчайший срок преодолеть отставание в производстве отдельных видов вооружения, устранить несоответствие ряда военных программ реальным потребностям, оптимально распределять имевшиеся в стране материальные ресурсы, оградить население, прежде всего тружеников промышленности, от голода и болезней. В СССР было создано слаженное военное хозяйство, достигнуто единство фронта и тыла.
В стране не только совершенствовалось, но и создавалось новое вооружение, превосходящее аналогичное вооружение противника по основным боевым характеристикам. Мировую славу получили советские системы залпового огня (гвардейские минометы "Катюша"), отечественные танки, и прежде всего, лучший танк Второй мировой войны - Т-34, сочетавшие в себе мощное вооружение, крепкую броню, высокую маневренность, самоходно-артиллерийские установки (САУ). В боях зарекомендовали себя созданные в ходе войны боевые самолеты: истребители Ла-5 и Ла-7, Як-7, Як-9, Як-3, штурмовик Ил-2 и другие.
За годы войны советская промышленность произвела оружия и военной техники в 2 раза больше и лучшего качества, чем фашистская Германия. Было выпущено (с 1 июня 1941 г. по 1 сентября 1945 г.) 134,1 тысяч самолетов, 102,8 тысяч танков и САУ, 825,2 тысяч орудий и минометов.
Сельское хозяйство, несмотря на временную потерю обширных территорий, уход на фронт наиболее трудоспособного и квалифицированного населения, за 1941-1944 годы дало стране 70,4 млн тонн зерна. Советские Вооруженные Силы получили за годы войны более 10 млн тонн продовольствия и фуража, около 12-15 млн тонн другого имущества.
Колоссальную нагрузку вынес в войне советский транспорт. Объем железнодорожных воинских перевозок составил 9 млн вагонов грузов.
Высоко оценен трудовой подвиг рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. За время войны награждены орденами и медалями свыше 204 тысяч тружеников тыла, 201 человек получил звание Героя Социалистического Труда. Свыше 16 млн тружеников были удостоены медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Орденами награждены сотни предприятий промышленности, транспорта, строительных организаций и сельского хозяйства, ряд НИИ.
"Всё для фронта - всё для Победы" - под этим общим лозунгом работали и работники культуры и искусств, в том числе многонациональной советской кинематографии. Кроме больших полнометражных игровых и хроникально-документальных фильмов, которые показывались солдатам на фронте и труженикам в тылу, а иногда и за рубежом и несущие правду о нашей общей борьбе с фашизмом, национальные студии выпускали короткометражные художественные и документальные фильмы, а также регулярные выпуски киножурналов, предназначенные прежде всего для местного проката.
Так, с началом войны азербайджанские кинематографисты - режиссёры и операторы Д. Муса Мамедов, А. Нариманбеков, М. Ахундов, А. Гасанов, М. Мустафаев, М. Дадашов, С. Бадалов, В. Еремеев, Ч. Мамедов отправились на фронт в распоряжение фронтовых киногрупп. В годы войны азербайджанскими кинематографистами были созданы документальные фильмы, рассказывающие о героизме советских людей на фронте и в тылу: "416-я"(1942), "Они защищают Баку"(1942), "Сонгат" (1943), "За Родину"(1943), "Забота"(1943), "Генерал Ази Асланов"(1944), "Письмо с фронта" (1944), "Ответное письмо"(1944), "Братская помощь"(1944) и другие, регулярно выпускался киножурнал "Орденоносный Азербайджан" ("Sifarişli Azərbaycan"), а также были поставлены две короткометражные художественные новеллы "Сын Родины"(1941) и "Бахтиар" (1942, режиссёр обеих Ага-Рза Кулиев), посвященные героям Великой Отечественной войны Кямалу Касумову и Бахтиару Керимову.
Эвакуированного в начале войны вместе с работниками "Мосфильма" из Москвы в Алма-Ату выдающегося режиссёра - комедиографа заслуженного деятеля искусств РСФСР, Лауреата Сталинской премии Григория Васильевича Александрова вскоре назначают художественным руководителем Бакинской киностудии. Так Г. В. Александров вместе с женой - популярнейшей актрисой, заслуженным деятелем искусств РСФСР, Лауреатом Сталинской премии Любовью Петровной Орловой и своим сыном-подростком Дугласом оказался в столице Советского Азербайджана. Под их руководством в самый тяжёлый период начала войны азербайджанские кинематографисты регулярно выпускали киножурнал "Орденоносный Азербайджан" ("Sifarişli Azərbaycan"), создали большое количество короткометражных документальных и несколько игровых картин, посвящённых тыловым будням и фронтовым подвигам азербайджанского народа, выпустили два больших художественных фильма - биографический фильм о выдающемся азербайджанском философе, писателе-просветителе и общественном деятеле Мирзе Фатали Ахундове "Сабухи" (начатый ещё до войны режиссёрами Амо Бек-Назаряном и Рза Тахмасибом фильм вышел на экраны страны 2 марта 1942 года) и военную драму "Подводная лодка Т-9" (художественный руководитель Григорий Александров, режиссёр Александр Иванов. Фильм был выпущен на экраны Страны 22 сентября 1943 года). Кроме того, Г. В. Александров и Л. П. Орлова участвовали в постановке художественного фильма о жизни прифронтового Баку "Одна семья" [художественный руководитель Григорий Александров, режиссёры Григорий Александров, Микаил Микаилов, Рза Тахмасиб. Фильм, лишь однажды показанный публично (16 октября 1943 года, Дом кино), к сожалению, в прокат выпущен не был: по мнению цензуры, фильм слабо освещал борьбу советского народа с фашистскими оккупантами] и большой полнометражный документальный фильм, посвящённый жизни и быту жителей Прикаспия в начале Великой Отечественной войны, - "Каспийцы" (сценарий и постановка Григория Александрова совместно с Николаем Большаковым. Фильм вышел на экраны в 1944 году). За заслуги перед азербайджанской кинематографией Григорию Васильевичу Александрову в 1943 году было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР". В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву - на должность художественного руководителя реэвакуированного "Мосфильма".
С началом Великой Отечественной войны работники "Армкинохроники" снимали документальные кадры в тылу и на фронте. Были выпущены фильмы "Вступление Советской Армии в Иран" (1941, режиссёр
Э. Карамян, оператор И. Дилдарян), "Для фронта" (1941, режиссёр Г. Баласанян, операторы Н. Симонян и Г. Асланян - киноочерк о трудовых подвигах шахтёров медных рудников Армении), "Сыны Армении" (1944, режиссёр Г. Баласанян, операторы Ж, Варданян, Г. Саманян - о боевых подвигах воинов-армян). Кадры, снятые во время войны были включены во фронтовую кинохронику и стали уникальным материалом для фильмов, созданных позже. Режиссёр В. Айказян, операторы И. Дилдарян, Г. Санамян, Г. Егиазаров сняли в Керчи боевые действия армянской Таманской дивизии, режиссёр Г. Баласанян, оператор Н. Симонян - сюжеты о Севастополе. В период войны были выпущены 54 номера киножурнала "Советская Армения" ("Սովետական Հայաստան"). В 1945 году в составе Рабоче-Крестьянской Красной армии режиссёр Гурген Аршакович Баласанян и кинооператор Георгий Николаевич Хнкоян дошли до Берлина.
Осенью 1941 года Ереванская киностудия выпускает игровую новеллу "Кровь за кровь" (1941, режиссёры Гурген Габриелян, Арам Самвелян по сценарию Михаила Овчинникова - патриотический фильм о деде и внуке, которые работают в кузнице и чинят танк для фронта), затем последовали картины "Огонь в лесу" (1941, режиссёры Амасий Мартиросян, Левон Исаакян по сценарию Якова Дукора - о том, как пионеры помогают партизанам взять в плен фашистского летчика), "Семья патриотов" (1941, режиссёры Эразм Карамян, Фаддей Сарьян по сценарию Эразма Карамяна - Великая Отечественная война призвала в ряды защитников Родины героев фильма – людей разных профессий), "Урок советского языка" (1941, режиссёры Арташес Ай-Артян и Вильям Айказян по сценарию Арташеса Ай-Артяна и Левона Исаакяна - о том, как колхозники одного из армянских сел помогают обезвредить диверсантов), "Жена гвардейца" (1942, режиссёр Патвакан Бархударян по сценарию Маро Ерзикян, Ивана Перестиани - Великая Отечественная война. Учительница Татьяна Белкина едет к мужу в госпиталь. Но там перед ней оказывается незнакомый мужчина, однофамилец мужа. Этот человек слеп. Он принимает Татьяну за свою жену, и она, не в силах разочаровать его, остается в госпитале), "Дочка" (1943, режиссёр Амо Бек-Назарян по сценарию Фёдора Кнорре - о детях - брате и сестре, после гибели родителей оказавшихся в деском доме в Ереване).
Для белорусских кинематографистов Великая Отечественная война началась в первые же часы после начала боевых действий. Горел Минск, горела киностудия, введённая в строй только в 1939 году. Лишь частично удалось спасти съёмочную аппаратуру, оборудование, материалы. Небольшая часть белорусских кинематографистов была эвакуирована в Алма-Ату, где под руководством режиссёров Владимира Корш-Саблина и Юрия Тарича был создан киносборник "Белорусские новеллы" {"Пчёлка" и "На зов матери" ("Боевые друзья")}.
Значительная часть киноработников Белоруссии, прежде всего операторы, отправились в действующую армию, на фронт, чтобы запечатлеть на плёнку героизм советского народа, поднявшегося на борьбу с ненавистным врагом. На различных фронтах снимали репортажи о действиях мужественных защитников Родины операторы М. Беров, И. Вейнерович, В. Цеслюк.
Весной 1942 года Иосифа Наумовича Вейнеровича самолётом перебросили через линию фронта. Он был первым оператором, посланным в партизанский край. В глубоком тылу врага существовала Советская власть. Люди, возвращаясь с боевых заданий, становились за плуг. Шёл весенний сев. С поля уходили в бой. Запечатлевая партизанские будни, оператор уделял внимание и трудовым и боевым делам. Несколько позже съёмки в тылу врага вели уже семь операторов.
В 1942 году на базе Центральной студии кинохроники в Москве начал регулярно выпускаться на белорусском языке киножурнал "Советская Белоруссия" ("Савецкая Беларусь"), который с большим успехом демонстрировался в партизанских отрядах и освобождённых районах. Его сюжеты рассказывали о героической борьбе белорусского народа на фронте и в тылу врага, о самоотверженном труде рабочих, колхозников и интеллигенции, которые прилагали все силы для скорейшего освобождения родной земли, о злодеяниях фашистов на белорусской земле.
В годы Великой Отечественной войны старейшие документалисты Грузии Ш. Чагунава, И. Канделаки, А. Алавидзе, В. Валишвили, Ш. Хомерики, А. Мамулашвили, Г. Гуния и другие создавали кинолетопись обороны Кавказа, работая над фильмами "Удар наших войск под Орджоникидзе", "На защиту Кавказа", "Клятва народов Закавказья", "По следам фашистского зверя", "Героям Севастополя", "Гвардейцы генерала Чанчибадзе", "Генерал Леселидзе", "Конец немецкой авантюры на Кавказе" и другие. Киноочерки эти рисовали картину беспримерного мужества и отваги советских бойцов - защитников Кавказа. Не менее значительными были ленты, посвящённые самоотверженному труду грузинского народа в тылу: "Первая фронтовая весна", "Что ты сделал для Родины?", "Помощь семьям фронтовиков". Также на экраны регулярно выпускался киножурнал "Советская Грузия" ("საბჭოთა საქართველო"). С началом войны на Тбилисской киностудии были созданы короткометражные художественные фильмы "В сторожевой будке" (1941, режиссёры Диомиде Антадзе и Сандро Джалиашвили, сценаристы Константин Лордкипанидзе, Ило Мосашвили), "В Чёрных горах" (1941, режиссёр Николай Шенгелая, сценарист Бела Балаш), "С добрым утром!" (1941, режиссёр Котэ Грдзелишвили, сценаристы Григорий Колтунов и Яков Зискинд), "Форпост" (1941, режиссёр Котэ Микаберидзе, сценаристы Иван Перестиани, Пётр Морской), "В подводном плену" (1942, режиссёр Владимир Легошин, сценаристы Ю. Смирницкий, А. Смирнова), "Мост" (1942, режиссёры Шота Манагадзе, Константин Пипинашвили, сценарист Георгий Мдивани), повествующие о борьбе советского народа с иноземными оккупантами.
Развитие казахского кино военных лет тесно связано с созданной в столице Казахстана Алма-Ате Центральной Объединённой киностудией, техническим и творческим объединением крупнейших российских кинематографистов, эвакуированных на Восток. Здесь же продолжала свою работу Алма-Атинская студия кинохроники, созданная в 1934 году. В годы Великой Отечественной войны под руководством опытнейших кинодокументалистов Дзиги Вертова (Дениса Аркадьевича Кауфмана) и его жены Елизаветы Игнатьевны Свиловой, а также эвакуированных из Москвы Ирины Владимировны Венжер, Арши Амбарцумовны Ованесовой, Якова Михайловича Посельского, Михаила Яковлевича Слуцкого, Бориса Яковлевича Пумпянского и других на Алма-Атинской студии кинохроники были созданы хроникально-документальные фильмы "Кровь за кровь, смерть за смерть" (1941), "Восьмая Гвардейская" (1942), "Тебе, фронт" ("Казахстан - фронту", 1943), "Знамя Победы" (1943), "В предгорьях Алатау" (1943), "Айтыс" (1943), "Клятва молодых" (1944), "В горах Ала-Тау" (1944) и другие, регулярно продолжали выпускаться выпуски "Союзкиножурнала" и киножурнала "Пионерия", продолжал свою деятельность еженедельный киножурнал "Советский Казахстан" ("Советтік Қазақстан"), освещавший трудовой подвиг народа в тылу.
На базе Центральной Объединённой киностудии, занимавшейся в основном постановкой больших художественных фильмов, московский режиссёр Вера Строева в 1942 году поставила короткометражные фильмы "Сын бойца" (по сценарию Сергея Михалкова, Иосифа Прута при участии Габита Мусрепова), вошедший в "Боевой киносборник № 12", в котором воспет благородный поступок бойца-казаха Айманова, спасшего в бою с фашистами русского ребёнка и усыновившего его, и фильм "Песня о великане" ("Батыры степей", совместно с Григорием Рошалем по сценарию Леонида Жежеленко и Абдильды Тажибаева), совместивший старинную казахскую легенду о великане Тулагае, перенесшем на своих плечах гору, чтобы дать воду родному аулу, погибающему от засухи и рассказ о бойце Курегене, который жертвует собой во имя победы над врагом. В Алма-Ате были поставлены также две музыкальные картины - кинокомедия о казахской колхозной молодёжи "Белая роза" (1943, постановка Ефима Арона по сценарию Валентина Морозова и Кабыша Сиранова, музыка композитора Оскара Сандлера) и фильм-концерт "Под звуки домбр"("Казахский киноконцерт",1944, сценарий Кабыша Сиранова, постановка Семёна Тимошенко и Адольфа Минкина), в котором был задействован весь цвет музыкального искусства республики -
К. Байсеитова, К. Куанышпаев, Ж. Омарова, Д. Нурпеисова, Ш. Жиенкулова и многие другие, были включены фрагменты опер "Қыз-Жібек", "Ер-Таргын", эстрадные номера артистов драмы, любимые мелодии казахского народа.
В 1942 году на базе Центральной Объединённой киностудии в Алма-Ате режиссёры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг по сценарию Самуила Яковлевича Маршака, основанному на собственном стихотворении был поставлен короткометражный игровой фильм "Юный Фриц".
Юный Фриц (или Экзамен на аттестат "зверости"). Юный Фриц, любимец мамин,
В класс явился на экзамен.
Задают ему вопрос:
- Для чего фашисту нос?
Заорал на всю он школу:
- Чтоб вынюхивать крамолу
И строчить на всех донос.
Вот зачем фашисту нос!
Говорят ему: - Послушай,
А на что фашистам уши?
- Ухо держим мы востро,
Носим зá ухом перо.
Все, что ухом мы услышим,
Мы пером в тетрадку пишем -
В наш секретный "ташен-бух"
Вот зачем фашисту слух!
Вопрошает жрец науки:
- Для чего фашисту руки?
- Чтоб держать топор и меч,
Чтобы красть, рубить и сечь.
- Для чего фашисту ноги?
- Чтобы топать по дороге -
Левой, правой, раз и два!
- Для чего же голова?
- Чтоб носить стальную каску
Или газовую маску,
Чтоб не думать ничего.
(Фюрер мыслит за него!)
Похвалил учитель Фрица:
- Этот парень пригодится.
Из такого молодца
Можно сделать подлеца!
Рада мама, счастлив папа:
Фрица приняли в гестапо.
Это стихотворение было опубликовано впервые в газете "Комсомольская правда", № 206 от 2 сентября 1941 года под названием "Аттестат "зверости", а также в "Окнах ТАСС", № 307 от 10 декабря 1941 года.
Оригинально созданный с помощью комбинированных съёмок, с уловными декорациями и масками-персонажами (оператор Андрей Москвин, художник Евгений Еней) фильм в сатирической манере повествует об истории воспитания "истинного арийца", которая представлена в виде лекции профессора "антрепалогии", который, словно по клавишам, бьёт своей указкой по черепам, демонстрируя экспонаты "чистой расы". Иллюстрирующая лекцию биография юного Фрица развертывается как марионеточное действо, где юный Фриц, поначалу уменьшенный до размеров новорождённого, начинает расти в своей колыбельке и превращается в огромного верзилу, который шагает своими сапожищами штурмовика по карте Европы, захватывая её всю. В конце фильма Фрица помещают в советский зоопарк, потому что "для науки всякий гад необходим". Несмотря на "звёздный" актёрский состав (Михаил Жаров в роли подрастающего Фрица, Михаил Высоцкий, Лидия Атманаки, Максим Штраух, Всеволод Пудовкин, Михаил Астангов, Янина Жеймо, Константин Сорокин, Людмила Шабалина, Татьяна Говоркова, Лидия Королёва, Николай Мичурин), фильм, постановка которого завершилась в 1942 году, не был выпущен на экран.
По инициативе кинематографистов Москвы и Ленинграда в начале января 1944 года была проведена неделя Казахского кино.
Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!