В начале 80-х, когда в СССР молодежь зачитывалась Брэдбери, Азимовым, Булычевым, на киноэкранах страны шли с аншлагом «Через тернии к звездам» Ричарда Викторова, журнал «Техника – молодежи» печатал фантастический роман Артура Кларка «Фонтаны рая» -- во всех магазинах «Мелодии» сметали с прилавков эту потрясающую пластинку «Музыка Во Вселенной». Космическая тема была модным и востребованным трендом, тем более в музыке, где тон задавали Дидье Маруани и Жан-Мишель Жарр.
Как сейчас принято считать, что в советские тяжкие времена, когда под гнетом «кровавой гэбни» и престарелого политбюро ЦК КПСС страна «задыхалась» от невозможности творческой свободы, отдельным островом нонконформизма выделялась Прибалтика. Где свободно занимались творчеством большое количество исполнителей и музыкальных групп самых различных направлений.
И вот в застойном 1983 г., в эту далекую советскую «заграницу» мне довелось съездить в турпоездку в Ригу. Мы ехали на поезде в купейном вагоне 4 дня до Москвы, а потом еще день до Риги.
Советская Прибалтика произвела неизгладимое впечатление: чистые улицы, аккуратные газоны, уютные кафе, никто не кричит и не толкается в транспорте, все говорят по-русски, но как только пытаешься обратиться – сразу начинают по-латышски «es nesaprotu» («моя твоя не понимай»).
В магазинах тихо и без очередей. А в киосках «Союзпечати» свободно продаются лицензионные пластинки. «Пацаны, там Смоки свободно стоят!» «А что? – «Водки Найду» нет на пластинке? Зато есть «Элис»!» Все старшеклассники набрали себе «русско-народных» британских поп-рокеров, неизвестных у себя на Родине, зато безумно популярных в СССР.
А мой приятель толкнул меня, указывая на другую пластинку с футуристическим дизайном обложки. «Смотри! Зодиак! Ты чо – это такая клевая фантастическая музыка! Надо брать!» Ламинированный пакет винила приятно холодил ладонь – это была моя первая самостоятельно купленная пластинка.
В этой же поездке я купил себе болгарский черный «дипломат» из черной искусственной кожи и красным бархатным нутром, с никелированными замками на ключике! Пластинка никак не входила по ширине, только по диагонали, под углом. Так я ее и привез в Иркутск.
А еще тогда наша группа была на многих экскурсиях, в том числе мы съездили на Рижское взморье и там искупались. Запомнился солнечный день, сильный ветер с Балтийского моря и длинная песчаная отмель, уходящая далеко в море. Было очень мелко и чтобы зайти по пояс, надо было уходить от берега метров 50. Ну конечно, после такого купания я сильно простыл и заболел. С высокой температурой и жутким кашлем я потом пропустил всю Москву, когда возвращались в Иркутск. Поэтому «Зодиак» еще запомнился холодным балтийским взморьем.
«Зодиак» стоил того, чтобы быть на видном месте в моей коллекции, как одна из самых востребованных и слушаемых пластинок. Рижские пластинки сами по себе всегда ценились у меломанов качеством пластмассы – считалось, что если взять такую пластинку ладонями за ребра и потрясти, то она издает звук, как у фирменных пластов (фирменными дисками в СССР считались диски, выпущенные за бугром -- в Великобритании, США, ФРГ и т.п.). Ну а где хорошая пластмасса, там и звук соответствующий – рижские диски звучали как надо!
А потом выяснилась одна загадочная деталь – тираж пластинок с обложкой от Рижской студии грамзаписи «Мелодия» отличается дизайном от всех выпусков других заводов «Мелодии». На обложке конверта производства Риги космические девушки в обтягивающих комбинезонах летели из правого верхнего угла в нижний левый, в апрелевских и всех других – наоборот, из левого верхнего в правый нижний. С чем была связана эта зеркальность, непонятно. У латышей своя индивидуальность!
«Культовое космик диско от группы Zodiac, сделано в Советском Союзе (а точнее, в Латвии). Наша гордость!
Второй альбом знаменитых прибалтов «Music In The Universe / Музыка Во Вселенной» выдержанный в стиле диско/спейс-рок. Композиции «Лазерная Иллюминация», «Серебряная Мечта», «В Свете Сатурна» и «Полет Над Эльдорадо» были написаны для короткометражного документального фильма «Звездная Палитра», где использовались по частям.
Трек «Таинственная Галактика» использовался в мультфильме «Встреча», в телепередаче «Спортлото», а также в программе «Поиск» на Радио России. Также на эту композицию снимается видео». vinylselect.ru
Потом в различных телепередачах на заставках и в некоторых фильмах я узнавал знакомую музыку, которая въелась на наш советский слух, что даже сейчас я легко могу сказать с какой пластинки «Зодиака» (1-й или 2-й) какая композиция.
Читал, что пластинка была настолько хороша записана и спродюсирована на европейском уровне, что для многих меломанов в середине 80-х был отечественной тестовой пластинкой для настройки магнитофона.
Обе первые пластинки («Диско Альянс» и «Музыка Во Вселенной») «Зодиака» мне очень нравятся и достойны быть в коллекциях виниломанов. Третий альбом «Zodiak 3» на мой вкус слишком академичен и очень отличается от узнаваемого фантастик-космо-рок-диско саунда группы.
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.
Предыдущие материалы по теме «Музыка в СССР»:
Выпуск 11: «Бременские музыканты», как студенческий гимн «картошке»
Выпуск 12: Как песня Аллы Пугачевой «Робинзон» заменила команду «Отбой!»
Выпуск 13: Майкл Джексон «Thriller», как настоящее лицо горбачевской перестройки
«Служебный роман» Эльдара Рязанова: Блеск и нищета виниловой коллекции Самохвалова.
"Брат" Алексея Балабанова: как песня Робертино Лоретти разделила мир фильма