Как музыкальная бомба «Триллер» Майкла Джексона взорвала перестроечное сознание советских граждан на фоне американской выставки «Информатика в жизни США»
В самый первый раз я столкнулся с именем этого исполнителя в 1985 г., когда начал учиться на факультете кибернетики ИПИ (Иркутского Политехнического Института). Нет, я, конечно, читал в наших советских (а других не было!) газетах и журнале «Ровесник» про одаренного музыкального негритенка, который вырос и перекрасил свою черную (вот бы сейчас BLM-щики сдохли от негодования!) мордашку в белый цвет. Под другим соусом наши журналисты Майкла Джексона не подавали.
На нашем потоке (АСУ и МЭИ) «Историю КПСС» вела маленькая бодрая дама в огромных очках Нина Яковлевна Хлебкова, доцент исторических наук. На семинарах она решила, чтобы 10 минут перед началом занятия каждый студент должен провести небольшой доклад на заданную тему, что-то вроде политинформации (миллениалы, пожалуйста, в Google!). Мне с моей заглавной буквой А в фамилии всегда выпадала «высокая честь» быть первооткрывателем подобных мероприятий. Тему мне Нина Яковлевна дала «Черный рынок западной музыки в СССР» (о как!) -- сами понимаете, я должен был покрыть хулой и проклятьем всех «враждебных» нашему светлому строю исполнителей, поющих на «ненашенском» языке (кроме «демократов»).
Когда «История КПСС» закончилась, и я выходил из аудитории ко мне стали по очереди подходить одногруппники. «Давай про всех, только «Queen» не трогай. Фредди Меркьюри – он классный!» «Слушай, вот Майкла Джексона можешь травить, Элвиса Пресли, Чингисхан – а вот «Deep Purple» не надо». «Олега, я тебе дам вырезки из «Ровесника» -- там все, как надо расписано – про то, как Джексон кожу выбелил, как Элвис Пресли жрал бутеры с арахисовой пастой… «Пинк Флойд» хорошая группа, про них ничего плохого, договорились?»
И вот так с десяток рекомендаций! Я тогда и так не сильно был продвинутым в рок-музыке, а тут от обилия имен и названий просто каша в голове получилась. Запомнил только одно – крашенный Майкл Джексон для всех персона нон грата. Я подготовился (изучил журнальные статьи про все выходки скандального черно-белого Короля поп-музыки и прочий газетный шлак около музыки) и мой спич прошел нормально, разве что «Скорпионс» упомянул в единственном числе (я ваще не знал, кто это такие!).
Во второй раз я «свиделся» с Майклом Джексоном в 1988 г. 25 мая я «дембельнулся» из рядов СА и влился в стройные ряды гражданских. Перестроечный Иркутск гудел и сверкал всеми красками горбачевского периода. Кругом – политические митинги, видеосалоны, штаны-бананы, в телевизоре «Взгляд» и КВН, а во Дворце Спорта – американская выставка «Информатика в жизни США». Мама мне сразу сказала: «Срочно иди на выставку пока не закончилась, многие уже по 2-3 раза сходили!»
Иркутск оказался один из немногих советских городов, «удостоенных» этой выставки. По соглашению о культурном обмене, подписанному Горбачевым и Рейганом в Женеве в 1985 г., американская сторона за свой счет (15 млн долларов) проводила демонстрацию последних достижений США в области вычислительной техники, связи, телекоммуникаций.
Огромная очередь начиналась далеко на Ленина, причудливо изгибалась на площади перед Дворцом Спорта и охранялась милицией. Каждому посетителю выдавался фирменный пакет с рекламой Пепси-Колы, круглый значок и увесистый красочный журнал про выставку. Пройдя по всем павильонам, я надолго завис в отделе «Культура и досуг», где на мониторах крутились видеоклипы с «Бон Джови» и Майклом Джексоном. Вот здесь я и увидел в первый раз самый знаковый видеофильм Майкла Джексона «Thriller» (режиссер Джон Лэндис), который произвел на меня культурный шок. Непривычное гуталинное лицо с миловидными чертами, скачущие мертвецы-зомби, привязчивый музыкальный бит, и о боже, это был мой первый фильм ужасов! Оборотни, покойники, вылезающие из могил, полная луна – весь классический набор хоррор-фильма, потом все ужастики для меня были вторичны.
Выходящие с выставки счастливые пионеры и солдаты-срочники нацепили подаренные значки на грудь рядом с дедушкой Лениным, а вслед им неслось:
Cause this is thriller, thriller night!
And no one's gonna save you from the beast about to strike
You know it's thriller, thriller night!
You're fighting for your life inside a killer, thriller tonight.
Сказать, что после такого я остался прежним нельзя. Ярмарка фантастических технологий в стране талонов и очередей «за всем», Майкл Джексон на фоне портрета Карла Маркса на улице Карла Маркса, ошарашенные солдаты в увольнении перед экраном с волосатиками, поющими «Livin' on a Prayer».
Президент Рейган (29 мая он в 4-й раз встречался с Горбачевым в Москве) ловко уделал своего визави Горбачева в плане демонстрации преимуществ США в плане культурного досуга – «На своем досуге я танцую буги!» вместо первомайской демонстрации.
А вскоре, в магазине «Мелодия» я купил болгарский диск. Надо сказать, что до советского слушателя пластинка добиралась очень долго – несмотря на то, что альбом 1982 г. появился в странах соцлагеря достаточно оперативно. Югославия – 1983 г., ГДР и Чехословакия – 1984 г., Болгария -- 1985 г. Когда уже многие посмотрели этот длинный видеоклип в видеосалонах – в паузах между показами фильмов. Этот диск можно найти у многих в коллекциях – Болгария многократно переиздавала «Триллер» в 1986, 1987, 1988 гг.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы, на которые я пишу, то можете прочитать:
Выпуск 11: «Бременские музыканты», как студенческий гимн «картошке»
Выпуск 12: Как песня Аллы Пугачевой «Робинзон» заменила команду «Отбой!»
«Служебный роман» Эльдара Рязанова: Блеск и нищета виниловой коллекции Самохвалова.
"Брат" Алексея Балабанова: как песня Робертино Лоретти разделила мир фильма