Найти в Дзене
Муки Зву

«Брат» Алексея Балабанова: как песня Робертино Лоретти разделила мир фильма на дантовский ад и светлое небо

Фильм Алексея Балабанова «Брат» 1997 года всем нам хорошо известен и любим на всем пространстве СССР. В нем наравне с героем Сергея Бодрова полноправным участником стала музыка группы «Наутилус Помпилиус» вместе с ее фронтменом Вячеславом Бутусовым. Герой истории Данила Багров, проникнувшись всем душой и сердцем песням «Наутилуса», переживает сюжетные коллизии беспросветных 90-х. Культовый фильм стал иконой на постсоветском пространстве для всех русскоговорящих жителей и давно разобран на цитаты.

-- Не брат ты мне, г...а ч...я!
-- Не брат ты мне, г...а ч...я!

Мне хотелось бы заострить внимание на одном эпизоде, когда Данила вместе с парой отморозков отправляется на окраину Васильевского острова, чтобы найти некоего Макара, задолжавшего крупную сумму денег. Там ситуация складывается неожиданным образом – спасая случайного гостя, звукорежиссера Степана, Данила убивает своих подельников.

Во время ожидания Данила спрашивает у хозяина квартиры (Андрей Краско), есть ли у него музыка. Тот нервно кивает на соседнюю комнату, куда удаляется наш герой. Через минуту оттуда раздается надрывно-пронзительная мелодия «Джамайки» в исполнении Робертино Лоретти.

Почему режиссер Алексей Балабанов вставил именно эту песню в этот эпизод? Смотрите сами --- на нижнем этаже происходит кровавая расправа, где вершат свой суд бандиты, нелюди, черти в аду с картин Иеронима Босха, кругом кровь и грязь. Но наверху идет совершенно другая, светлая жизнь, музыканты, питерская тусовка, любовь, дружба. Добрые приветливые лица, почти что ангелы, поют о земном, добром и вечном. Как у Бориса Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой». Рай на земле. А теперь прочитайте текст песни «Ямайка» (группа «Браво»):

Ямайка, Ямайка,

Небо голубое,

Не насмотрится на море голубое

Счастье и беда твоя –

Тропическое солнце над тобою.

С утра приласкать оно радо,

Но в полдень палит без пощады.

Я в джунглях источник прохлады

Найти не могу.

Ямайка, Ямайка,

Остров удивительный,

Одной судьбой мы связаны с тобою

Счастье и беда моя –

Вот это сердце, полное любовью.

И муку несет, и отраду

Любовь, что не знает пощады.

Любовь днем и ночью как жажда

Сжигает меня.

Ямайка, Ямайка,

Счастье и беда моя –

Вот это сердце полное любовью

Остров удивительный,

Одной судьбой мы связаны с тобою

И муку понесет, и отраду

Любовь, что не знает пощады.

Любовь днем и ночью как жажда

Сжигает меня.

Ямайка, Ямайка,

Счастье и беда моя –

Вот это сердце полное любовью

Остров удивительный,

Одной судьбой мы связаны с тобою.

Ямайка, Ямайка, Ямайка…

Это гимн неосознанного желания другой жизни – красивой, чистой, чтобы любовь и солнце, чтобы окружали только добрые и счастливые люди, чтобы вырваться из дантовских кругов ада…

Почему именно «Ямайка» привлекла внимание нашего героя? Это самая узнаваемая и громкая песня Робертино Лоретти, безумно популярного в СССР 60-х годов (помните сцену из «Я шагаю по Москве», когда в магазине пластинок все покупатели спрашивают его записи). Стремительный темп с итальянскими волшебно-неземными словами, хорошо заглушает любые звуки из нехорошей квартиры. Поэтому соседи сразу же реагируют и ругаются по телефону.

Мне стало интересно, какую именно пластинку, а судя по шипящему звуку, это была именно виниловая пластинка, поставил Данила на проигрыватель. Учитывая, что события происходят примерно в середине 90-х (когда пластинки на 78 оборотов уже давно вышли из обихода), рискну предположить, что поставлен был именно LP (Long Play) на 33 оборота – ведь Данила рассчитывал на определенное ожидание, значит ставить миньон с парой песен смысла не было. А у Робертино Лоретти на «Мелодии» было издано всего два долгоиграющих диска: один «Поет Робертино Лоретти» в 60-х и «Душа И Сердце» 1986 г. Обе пластинки идентичны по списку и порядку песен, только выпуск 1986 г. дополнен еще 4 песнями.

Этот сборник представляет слушателю записи именно тех времен, 60-х годов, когда этот знаменитый итальянец пел своим удивительным по красоте голосом «Санта Лючию», «Аве Марию», «О, Мое Солнце » и другие знакомые каждому песни! Голос ясный, звонкий покорял людей своей чистотою – самый узнаваемый во всем мире дискант.

На обеих пластинках песня «Ямайка» идет третьим номером на второй стороне (B3) -- а поставить сходу именно «Ямайку» в узкую дорожку между песнями непросто, поэтому Данила ставит не совсем точно, и песня звучит не с самого начала, на пару секунд позже начала фонограммы.

У меня сохранилась пластинка 80-х, переиздание 1988 г., не запиленная до свистов и скрипов. Купил ее для своей мамы именно тогда. Я почему-то думаю, что именно это издание слушал Данила Багров в «Брате», потому что для меня они почти совпали по времени – пластинка и фильм.

Сам Робертино Лоретти ознакомился со своим советским изданием во время своего первого визита в 1989 г. в Советский Союз, где он любим и поныне.

Слушайте настоящую музыку и смотрите хорошие фильмы. Всегда есть о чем поговорить.