Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Космические технологии Великой Отечественной

Маршал Михаил Тухачевский поддерживал проекты космических самолетов с ракетными двигателями
Маршал Михаил Тухачевский поддерживал проекты космических самолетов с ракетными двигателями
Победу в Великой Отечественной обеспечили много факторов и ни в последнюю очередь талант инженеров, созидавших в тылу совершенно невероятное оружие, отдельные образцы которого надолго опередили свое время. Эти механизмы были еще очень несовершенны, многие из них так и не выполнили боевую задачу, но они задавали вектор развития на десятилетие вперед.

ПРЫЖОК К ЗВЕЗДАМ

Одним из тех, кто еще до войны активно поддерживал модернизацию Красной армии и работу над созданием оружия будущего, был «красный маршал» Михаил Тухачевский. Он собирался уничтожать неприятеля, используя для этого ракеты с боевой химией, бесчисленные армады танков и скоростную высотную авиацию.

Отчаянный смельчак, пилот ракетоплана Сергей Мухин
Отчаянный смельчак, пилот ракетоплана Сергей Мухин

Будучи в Ленинграде, Тухачевский познакомился с местными ракетчиками, собравшимися под крышей ГДЛ (Газодинамическая лаборатория), и взял над ними «шефство». Именно эти энтузиасты впервые в Советской России осуществили испытания самолетов с пороховыми ракетными ускорителями, которые проводились под руководством Вячеслава Дудакова. Использование таких ускорителей позволило бы сократить разбег тяжелого самолета, и соответственно, взлетно-посадочную полосу, а это немаловажно в прифронтовой зоне.

Работы начали в 1927 году с запуска моделей. Затем в качестве основы для экспериментов был выбран учебный биплан «У-1», на нижнем крыле которого устанавливались два пороховых ускорителя. Первые взлеты «форсированного» «У-2» состоялись в марте 1931 года на Комендантском аэродроме в Ленинграде. Всего было сделано около ста взлетов. Время разбега перед отрывом от взлетно-посадочной полосы удалось сократить до полутора секунд.

Учебный самолёт «У-1» — на нем впервые были установлены ракетные ускорители
Учебный самолёт «У-1» — на нем впервые были установлены ракетные ускорители

У таких взлетов имелись свои особенности. Достаточно только представить себе ощущения пилота, сидящего в открытой кабине, когда сбоку под ногами с ревом извергаются струи бешеного огня. Мало кто согласится испытать подобное. Первым смельчаком, решившимся на «ракетные» полеты, был летчик Сергей Мухин, который втянулся в эту работу и занимался ею до своей скоропостижной кончины в 1934 году. Иногда в кабину забирался сам Дудаков. Других желающих в то время не нашлось.

После получения положительных результатов с учебным самолетом «У-1» работы были перенесены на тяжелые бомбардировщики «ТБ-1» («АНТ-4»).

Самолет «ТБ-1» конструкции Андрея Туполева был первым в мире цельнометаллическим тяжелым двухмоторным бомбардировщиком-монопланом. Интересно, что копирование схемы самолета «ТБ-1» началось на Западе лишь в 1930 году, после прилета его образца под именем «Страна Советов» из Москвы в Нью-Йорк

Ракетный старт бомбардировщика «ТБ-1»
Ракетный старт бомбардировщика «ТБ-1»

Конструкторы всячески исхитрялись, стремясь расширить возможности бомбардировщика и его летно-технические характеристики. Вот и группа Дудакова решила внести свою посильную лепту, установив на бомбардировщик пороховые ускорители. Над и под крыльями в местах разъема консолей разместили по три ускорителя — следовательно, на самолет приходилось шесть ракет. Взлеты с испытателями состоялись в октябре 1933 года. Благодаря ускорителям летчик Николай Благин сумел сократить время разбега этой семитонной машины до нескольких секунд, а длину разбега — до 77%.

В 1935-м по предложению того же Благина хотели испытать пороховые ускорители на истребителе «И-4», но 8 мая летчик погиб — во время выполнения пилотажа его «И-5» столкнулся в воздухе с самолетом-гигантом «Максим Горький».

Конечно же, самолеты с пороховыми ускорителями еще не могли достичь космических высот и скоростей. Однако появление таких ракетопланов было единственным направлением развития военной космонавтики того времени.

Следующим шагом должно было стать создание высокоскоростного боевого истребителя с жидкостным ракетным двигателем (например, работающим на кислороде и керосине), но его появление все откладывалось. Дело в том, что ракетопланы с ускорителями уже летали, а двигатель создать не удавалось. Ни сотрудники ГДЛ, ни сотрудники московской ГИРД (Группа изучения реактивного движения) не смогли быстро справиться с этой сложнейшей задачей — а потому первый ракетоплан с жидкостным двигателем «РП-318-1» разработки будущего отца советской космонавтики Сергея Королева взлетел под управлением летчика Владимира Федорова только 28 февраля 1940 года. Самолет очень хорошо показал себя в воздухе, однако с началом войны работы над ним были прекращены, уникальную машину разобрали, а в августе 1941 года сожгли.

Испытатель ракетоплана Владимир Фёдоров
Испытатель ракетоплана Владимир Фёдоров

Впрочем, задел не пропал. В ходе войны ракетные ускорители на жидком топливе приспосабливали к самолетам «Пе-2», «Пе-3», «Ла-7», «Ла-120», «Як-3», «Су-6» и «Су-7». Создавались и специальные ракетопланы: истребитель «302» и перехватчик «БИ». Ни одна из этих машин так и не попала на фронт. Больше других повезло самолету «Ла-120Р» — он принял участие в воздушном параде, состоявшемся 18 августа 1946 года в Тушино. Управлять этим скоростным самолетом доверили ветерану Александру Давыдову.

Идею подхватили американцы. В середине 1950-х по заказу ВВС США компания «North American» спроектировала и изготовила три ракетоплана «Х-15» с жидкостным ракетным двигателем, который стартовал с подвески бомбардировщика «B-52».

Первый испытательный полет «Х-15» состоялся 8 июня 1959 года. Уже на этом этапе испытаний удалось реализовать планы, которые ставили перед собой конструкторы: была достигнута скорость, превышающая скорость звука в 6 раз, а достигнутая ракетопланами высота превысила 75 километров.

Первый советский ракетоплан на жидкостном двигателе «РП-318», по замыслу Сергея Королёва он должен был стать прототипом космических самолётов
Первый советский ракетоплан на жидкостном двигателе «РП-318», по замыслу Сергея Королёва он должен был стать прототипом космических самолётов

Полеты «Х-15» продолжались и в 1960-е. 22 августа 1963 года ракетоплан поднялся до космической высоты в 108 километров. 3 октября 1967 года была достигнута рекордная скорость — 7273 км/ч.

За девять лет испытаний «Х-15» пилотировали 12 пилотов. Среди них был и Нейл Армстронг — человек, первым ступивший на Луну. Стал космонавтом и Джо Энгл, совершивший два полета на «Space Shuttle». Через отряд космонавтов прошли и некоторые другие участники полетов на «Х-15».

Несовершенство жидкостных ракетных двигателей и необходимость таскать на самолете баки с жидким кислородом или другими окислителями в конечном итоге привели к закрытию этого направления в авиастроении — предпочтение было отдано турбореактивным двигателям, которые берут свой окислитель прямо из воздуха.

Впрочем, в XXI веке высотные ракетопланы обретают жизнь в космическом туризме. К примеру, американская компания «Scaled Composites LLC» представила публике уже два туристических ракетоплана, которые способны совершать прыжки в космос: «SpaceShipOne» и «SpaceShipTwo». Первый был экспериментальным и в 2004 году совершил два успешных полета. На участие в полетах второго продаются билеты, однако цены пока «кусаются» — далеко не всякий землянин готов выложить 200 тысяч долларов за шесть минут в космическом пространстве.

«Х-15» на подвеске бомбардировщика «В-52»
«Х-15» на подвеске бомбардировщика «В-52»

Антон Первушин, историк
Санкт-Петербург

«Секретные материалы 20 века» №10(292), 2010