Дорога и транспорт – неотъемлемая часть нашей жизни. Кажется, платные дороги появились совсем недавно, но на самом деле их существование насчитывает не один десяток лет. Более 140 тыс. км дорожного покрытия в 30 странах мира – платные. Немыслимые цифры, правда?
С чего все начиналось?
Впервые платная дорога появилась в Англии во второй половине XVII века: именно там, в Туманном Альбионе, зарождались все на тот момент новые технологии в строительстве дорог.
Изначально только местные жители ремонтировали просёлки, находившиеся рядом с их домами, но рост интенсивности движения вынудил их отказаться от работ – дорожными путями пользовались не они, а проезжие торговцы. Поэтому в 1663 году английский парламент уполномочил мировых судей трех графств брать плату за проезд по дороге, а полученные средства использовать для ее ремонта.
С начала XVIII века сбором средств за проезд и содержанием дороги занялись специальные дорожные трасты. Они привлекали кредиты на ремонт небольших дорог на рыночных условиях и использовали получаемые за проезд деньги, чтобы погасить долг. Уже к середине XIX века таких трастов насчитывалось более тысячи, а под их контролем оказалось около 80% дорог всей Англии.
США повторили опыт своей метрополии: в конце XVIII — начале XIX века строительство и обслуживание дорог там также перешло в частные руки. Появление платных автомагистралей в США отчасти помогло стране и в Великой депрессии: создавались новые рабочие места, и тысячи безработных смогли найти источник дохода.
Остальные западные страны начали строительство платных автотрасс в XX веке. Италия стала первой страной, которая в 1924 году ввела платный проезд на участке недалеко от Милана. Вслед за ней - Греция, а позже - Франция, Испания и Португалия, начавшие в 60-е годы строительство магистралей на основе концессионных соглашений.
В настоящий момент в европейской сети платных дорог лидерами по их протяженности являются Италия (85% дорог – платные) и Франция (81% дорог - платные).
Сегодня Индия, Япония, Китай и Вьетнам также могут похвастаться развитой дорожной инфраструктурой и наличием платных трасс, но еще 100 лет назад их экономика существенно отставала от развитых стран. Это неудивительно, ведь центр экономики давно начал смещаться на Восток.
В Китае создание платных магистралей практически совпало с моментом начала массового пользования автомобилями. Как следствие – большинство китайских водителей спокойно отнеслись к тому, что за проезд нужно платить.
Между тем в Мали (Западная Африка) до сих пор существует должность, главная обязанность на которой – вручную поднимать шлагбаум при въезде автомобиля на дорогу. Подобная мера позволяет сохранить рабочие места.
Когда появилась платная автотрасса в России?
В 1992 году президент Борис Ельцин подписал указ о создании платных дорог, и уже через шесть лет один из участков трассы М-4 «Дон» стал платным.
В 2014 году открылся для движения и первый участок первой полностью платной автодороги М-11 «Нева», соединяющей две столицы нашей страны. В 2017 году платным стал проезд и по магистрали М-3 «Украина».
Платные дороги – это всегда альтернативный способ проезда, и только сам водитель выбирает пользоваться ими или нет. Но въезжая на платную дорогу человек может быть уверен в том, что оператор дороги сопровождает его на всём протяжении пути: следит через камеры за его безопасностью, а в случае чрезвычайной ситуации всегда направит на помощь аварийного комиссара или другие необходимые службы.