Почему ОТТ-сегмент (видеоуслуги через интернет) в России не сумеет сохранить столь же высокие темпы роста, которые демонстрировал с 2018 по 2020 годы? Читайте об этом в сегодняшнем материале.
ИАА TelecomDaily продолжает изучать российский ОТТ-рынок. Агентство с 2018 года на регулярной основе проводит опросы интернет-пользователей, чтобы выяснить их предпочтения на рынке онлайн-кинотеатров (ОК). В своем последнем исследовании агентство публикует информацию о структуре выручки (о ее распределении между различными моделями подписки и между самыми популярными видеосервисами), а также об ARPU и функциональных возможностях крупнейших ОК, работающих на территории России.
Согласно исследованию за первое полугодие 2021 г., российские ОК заработали 21 млрд 919 млн руб., из которых 17 млрд 844 млн пришлось на платную модель и 4 млрд 75 млн – на рекламную. Для сравнения, год назад общая выручка ОТТ-сервисов была 17 млрд 687 млн (13,7 млрд – платные подписки, около 4 млрд – рекламная модель). Это означает, что доля рекламной модели продолжает сокращаться – 18,5% в 2021 году против 22,5% годом ранее.
Годовой рост выручки от полугодия к полугодию составил 24%, что сразу настораживает. В минувшем году ОК удалось вырасти за второй квартал еще на 112% (то есть до 37, 637 млрд руб. по итогам года). Таким образом, если спрогнозировать аналогичную динамику, – II квартал рынок традиционно проводит чуть лучше, чем первый, – то выручка по итогам года не превысит 47-48 млрд руб., то есть увеличится не более чем на 28%.
Для сравнения, по итогам 2019-го ОТТ-рынок вырос на 52%, по итогам 2020-го – на 50%. Поэтому даже при положительном сценарии для ОК темпы роста выручки окажутся почти в два раза ниже.
Распределение выручки между игроками за полгода существенно не изменилось. По-прежнему лидирует ivi с почти двукратным отрывом, однако по-настоящему заметный рост показывает только один сервис – принадлежащий «Яндексу» «Кинопоиск HD».
Так, ivi удалось отыграть наметившееся было снижение и за 6 месяцев вырасти с 23% до 24%. А вот II сервисом по объему выручки стал «Кинопоиск HD», который в предыдущем отчете делил с Netflix V место, – его выручка выросла с 8% до 14,1% (почти на 80%). В результате Okko отодвинулся на III место и немного сократил долю – до 12,4% (против 15% по итогам 2020 г.). Netflix тоже переместился вверх на одну строчку и занял IV место (8,9% против 8%). С III на V опустился YouTube, у которого доля снизилась до 7,9% (против 9%).
За ними идут еще 4 игрока: Wink (6%), Start (5,4%), Megogo (5%) и «Амедиатека» (4,1%). Из них только Start добился заметного роста – на 35%. Остальные получили небольшое, но сокращение.
Показательно, что в доходах от рекламы доли распределяются совсем иначе. Здесь абсолютным лидером остается YouTube – 32,1% (против 33% по итогам 2020 г.), наращивает выручку ivi – до 23% (против 20%) и оказывается в первой тройке Megogo – 15% (против 14%). В этом сегменте также заметны «СТС Медиа» – 10,7% (ранее – 8%) и RuTube – 7,3% (ранее – 8%).
Максимальный рост выручки, как и в предыдущем периоде, у «Кинопоиска HD» – 146%. Его позиции серьезны, и такой рост напрямую отразился на долях рынка. Пока это не относится к кинотеатру KION от МТС, который на эффекте низкой базы вырос на 120%, но в общей выручке занимает менее 1%. Похожая ситуация у «Триколор Кино ТВ» (выручка увеличилась на 48%, общая доля – менее 1%).
Онлайн-кинотеатр Start оставался в лидерах по этому параметру в течение года и сейчас на III месте: его выручка стала выше на 68%. У Netflix ранее получалось увеличивать выручку в несколько раз, а сейчас – плюс 38%. И Start, и Netflix продолжают успешно наращивать долю в общей выручке. На этот раз существенного роста выручки добились Wink (29%) и ivi (26%), чего последнему оказалось достаточно, чтобы укрепить позиции на рынке в целом.
Среди лидеров по рыночной доле выручку не смог удержать Okko – у него минус 13%, отсюда и снижение в общем рейтинге. А вот для YouTube роста выручки в пределах 12% оказалось недостаточно, чтобы сохранить в нем ту же долю.
Отдельно агентство рассмотрело и рост рекламной выручки, где увереннее остальных себя чувствовал лидер общего рейтинга ivi – плюс 23%.
Если проанализировать средний чек онлайн-сервисов, то окажется, что наиболее существенного роста выручки смогли добиться те, компании, у которых размер ARPU ниже (по среднему чеку – они за пределами первой десятки) – «Кинопоиск HD» (278 руб.), KION (270 руб.) и Start (217 руб.).
Единственная компания, которая активно растет в общем рейтинге, хорошо увеличивает выручку и при этом сохраняет высокий чек, – Netflix. У нее максимальный чек среди 14 онлайн-кинотеатров, лидирующих по общей доле выручки на рынке, – 479 руб.
По прогнозам TelecomDaily, выручка ОТТ-сервисов по итогам 2021 г. вырастет на 25-30% – против 50% и более в предыдущие отчетные периоды.
Источник: TelecomDaily
Какая система заработка онлайн-кинотеатров вам ближе: вы готовы мириться с рекламой, но смотреть фильм бесплатно, или вам проще заплатить, чтобы вас ничто не отвлекало от просмотра?