Найти в Дзене

Компания BHP пытается избавиться от углеводородных активов, которые приобретают статус "токсичных"

Пока рынок отрицательно реагирует на выход BHP Group из своего нефтегазового бизнеса. Акции как горнодобывающего гиганта, так и "покупателя", Woodside Petroleum, упали сразу после объявления о сделке. Напомним, BHP Group - это крупнейшая в мире австралийская горнодобывающая компания.

Стоковое фото
Стоковое фото

Инвесторов беспокоит то, что BHP, продала активы слишком дешёво и что получение в качестве оплаты только акций Woodside менее чем желательно. (согласно условиям сделки финансовые выплаты не предусматривались).

В этом, конечно, есть доля правды, но многие упускают из виду другой результат сделки, которая в конце концов приведёт к созданию нефтегазовой компании стоимостью в 29 миллиардов долларов.

Некоторые аналитики считают, что эта сделка сигнализирует о том, что эпоха получения прибыли при продаже нефтегазовых активов закончилась. Отныне компании, стремящиеся избавиться от месторождений углеводородов, будут вынуждены соглашаться на постоянно снижающиеся цены.

Компания BHP уже более года выставляет на продажу другой свой актив - угольную шахту Mount Arthur thermal в австралийском штате Новый Южный Уэльс. Но до сих пор подходящий покупатель так и не нашёлся.

На данном этапе похоже, что BHP готова даже заплатить кому-то, чтобы у неё забрали шахту, кстати, самую большую в Новом Южном Уэльсе. В прошлую среду компания снизила стоимость актива с 550 миллионов долларов до 275 миллионов долларов (198 миллионов долларов США), сообщает Sydney Morning Herald.

Всего семь месяцев назад шахта Маунт-Артур была оценена BHP более чем в 2 миллиарда долларов. Массовое снижение стоимости произошло, несмотря на то, что цена на австралийский энергетический уголь выросла до самого высокого уровня за последние 13 лет.

Еженедельный индекс Ньюкасла (цена на эталонный тепловой уголь), вырос более чем в три раза с минимума 2020 года в 46,37 доллара за тонну, достигнув 168,71 доллара к началу августа (согласно оценкам агентства по отчетности о ценах на сырьевые товары Argus).

Тот факт, что BHP, похоже, не может найти покупателя для Маунт-Артура в ситуации самых высоких цен на уголь начиная с 2008 года говорит о многом.

Но вернёмся к соглашению с Woodside Petroleum. Акции BHP, котирующиеся в Сиднее, упали на 8,4% за два дня после объявления о сделке 17 августа и закрылись в среду на уровне 47,70 доллара (34,44 доллара). Вудсайд снизился на 4,2% за тот же период времени и составил 20,29 доллара.

Откат продолжился и в начале торгов в четверг, когда BHP снова снизился на 6,2%, а Woodside снизился на 2,6%.

Безусловно, были и другие причины, по которым акции BHP оказались под давлением. Например продолжается падение спотовых цен на железную руду - товар, который приносит наибольший доход этой крупнейшей в мире горнодобывающей компании.

Нефть пойдёт вслед за углем?

Хотя пока сложно назвать свершившимся фактом то, что нефтегазовые активы пойдут по тому же пути, что и уголь, но риски этого возрастают.

Постоянное внимание к последствиям изменения климата и растущая озабоченность инвесторов состоянием окружающей среды затрудняют нефтегазовым компаниям привлечение новых акционеров и даже получение кредитов в некоторых фондах и банках. Это происходит несмотря на высокие цены и спрос на сырую нефть, природный газ и сжиженный природный газ (СПГ).

Поэтому вполне возможно, что BHP отказывается от добычи нефти и газа как раз в нужное время. Ее инвестиции в проект Jansen potash в Канаде (добыча калия) показывают, что компания больше сосредоточена на сырье, которое стабильно будет пользоваться спросом и в будущем.

Тем не менее, BHP все еще может бороться за то, чтобы завоевать интерес "чувствительных к климату" инвесторов, учитывая статус компании - крупнейшего в мире экспортёра коксующегося угля, который хоть и загрязняет воздух, но используется для производства стали.

А сталь необходима для многих товаров нужных для перехода мира от ископаемого топлива к чистой энергии (т.н. "зеленая революция"). Сам процесс ее производства требует больших затрат углерода - и скорее всего пока останется таким еще долго.

Сможет ли BHP доказать, что коксующийся уголь полезен для перехода к зелёной экономике или, по крайней мере, он является необходимым злом, ещё предстоит выяснить. Однако, вполне вероятно, что в какой-то момент в будущем горнякам придётся взять на себя обязательства компенсировать последствия выбросов от сжигания своего угля.

По материалам:

https://northernterritoryonlinenews.com.au/russell-bhps-petroleum-exit-shows-oil-and-gas-may-follow-coals-path-to-toxic-status/