В минувшие выходные в Москве произошло, пожалуй, самое скандальное культурное событие года: на Болотной набережной Водоотводного канала установили скульптуру "Большая глина № 4".
Скульптура установлена перед фасадом ГЭС-2, её автор - швейцарский художник Урс Фишер. Она изображает увеличенный примерно в 50 раз комок глины, размятый рукой автора.
"Глину" установили на набережной лишь на время: она проведёт в Москве несколько месяцев. До этого её уже демонстрировали публике в Нью-Йорке и Флоренции.
Однако, далеко не всем иностранный арт-объект пришёлся по вкусу. Судя по обсуждениям в соцсетях, большинству горожан он не понравился: кого-то ввёл в недоумение, а кого-то - разозлил. Дело в том, что с некоторых ракурсов и с расстояния "Большая глина № 4" приобретает несколько неоднозначный вид, который и задел москвичей за живое.
Это стало одной из главных тем обсуждения практически во всех городских СМИ.
Злые языки в комментариях под новостями о новой скульптуре соревнуются в остроумии: одни предлагают перекрасить её в коричневый цвет, другие задаются вопросом, кто "навалил" в центре Москвы, третьи высказывают осторожные предположения о том, каким именно местом автор мог произвести макет скульптуры.
"У меня собака такие скульптуры каждый день кладёт" - делится наблюдением некий old.cynic с развлекательного портала Пикабу.
"Видимо, я и сам изготовитель своего рода скульптур" - вторит ему jumberca в соседнем комментарии.
Некоторые комментаторы высказывают претензии не к самому "комку", а к месту его установки: мол, в каком-то более современном районе это было бы уместно, а в историческом центре Москвы ему не место.
Некоторым "Большая глина" нравится, и её хвалят за необычный внешний вид и идею, но таких комментариев меньшинство.
На какой срок скульптура останется в Москве - точно неизвестно, но одно можно сказать с уверенностью: её появление - это, пожалуй, самое громкое культурное событие года, о котором москвичи будут помнить ещё долго.
Сложно представить, какой перформанс должен произойти или какой арт-объект должен появиться в столице, чтобы резонанс от него перекрыл эффект, произведённый "Большой глиной".
Если кому-то интересно моё личное мнение, то мне скульптура скорее по нраву: она демонстрирует начало превращения некрасивого комка глины в нечто прекрасное. Её задумка необычна. И да, она очень любопытно выглядит на фоне застройки исторического центра Москвы: игра на контрастах это всегда интересно.
А вам такое современное искусство по нраву? Или вы скорее присоединитесь к лагерю тех, кто считает, что в Москве такому не место?