Найти в Дзене
Салiдарнасць

Почему в Беларуси засекретили статистику по важным экономическим показателям

Есть как вполне очевидное, так и менее очевидное объяснение.

На этой неделе в сети обратили внимание на новую тенденцию.

Сначала Таможенный комитет закрыл статистику по внешней торговле. А затем Национальный статистический комитет (Белстат) перестал публиковать ежемесячные оперативные данные об экспорте нефтепродуктов и калийных удобрений.

На вопросы журналистов в Белстате лишь заявили, что «орган статистики любого государства самостоятельно определяет, какие данные публиковать, а какие – нет».

-2

Отчего такое странное поведение государственных органов? Есть как вполне очевидное, так и менее очевидное объяснение.

Первое из них, конечно же, связано с западными санкциями против белорусских калийных удобрений и нефтепродуктов. Очевидно, что их поставки или уже заметно сократились, или будут заметно падать в ближайшем будущем. Открытая статистика давала бы повод наблюдать за этим процессом всем желающим.

Это работало бы не в пользу режима Лукашенко, из-за насильственных действий которого по удержанию власти теперь вынуждены расплачиваться вся белорусская экономика.

Также это дало бы повод и рядовым гражданам, и номенклатуре осознать, в какую яму сваливается страны из-за одного единственного человека. Что неизбежно вело бы к мыслям и разговорам о необходимости смены действующего режима.

Вторая причина засекречивания менее очевидна. Догадаться о ней можно на примере поставок российской нефти.

Официально российские компании рапортуют о сокращении отправки сырья на попавший под санкции нефтеперерабатывающий завод «Нафтан». Однако на самом предприятии говорят, что с загрузкой у них все в порядке.

Вероятно, стороны придумали новую схему поставок из России, чтобы не провоцировать наложение санкций на известные компании РФ. И светить эту схему по понятным причинам не хотят.

Тем же расчетом белорусские власти могли руководствоваться, закрывая статистику по важным экономическим показателям. Наверняка они придумывают новые схемы поставок в обход санкций и не желают, чтобы Запад их обнаружил. Статистические данные, свидетельствующие о прежнем объеме поставок, могут помочь ему догадаться об этом.