На территории Московского Кремля под открытым небом лежат старинные бронзовые пушки. Это свидетельства славных былых побед: многие из них - трофейные. На них сохранились имена, литые гербы и названия чужих городов, в основном шведских, немецких и французских...
Вот, например, французский "Храбрец", навеки застывший на постаменте внутри стен главной русской крепости:
Вот навеки застыл в прыжке бешеный шведский лев:
Девиз на латыни гласит: "Я победил тебя, уверенный в Боге".
Вот бомбарда, судя по орлу, прусская:
На ней отлита гордая надпись "Во славу Отечества" - все на той же древней чеканной латыни.
На эти пушки не обращает внимания никто из посетителей Московского Кремля. Люди проходят мимо, стремятся в Оружейную палату, к Царь-колоколу и Царь-пушке, а зря. Эти малые, но исключительно боевые орудия могут рассказать очень многое, если уметь их слышать и понимать.
Вот, например, обратите внимание:
На некоторых орудиях отчетливо различимы, и отнюдь не мерещатся... Прицельные приспособления для стрельбы прямой наводкой. А именно - мушки (у некоторых есть и подобие целика, но в кадр не влезло с сохранением качества). Причем, что интересно, у других орудий точно такого же калибра и точно такой же массы и габаритов никаких мушек нет.
Зато на иных мушки заботливо снабжены цветочком. Зачем? Для красоты!
Это для нас сейчас война - понятие утилитарное. Раньше считали, что она еще обязательно красивой должна быть. Эффектной. Потому и боевое оружие, и доспехи старательно украшались, чтоб перед противником не стыдно было...)
Пушек с мушками в Кремле выставлено относительно немного. Среди всех орудий такого класса, лежащих на постаментах едва ли не кучей, их примерно пятая часть. Большинство никаких прицелов не имеет.
В основном это орудия второй половины XVII-XVIII века. Все пушки с мушками - относительно малого калибра, длинноствольные дву- или трехфунтовки в большинстве своем. Они предназначались для полевого боя, можно сказать - для маневренного (применительно к тогдашним условиям войны).
Скорее всего, эти пушки с прицелами - своего рода опытные образцы, которые пытались приспособить для стрельбы прямой наводкой, хотя бы на небольшую дальность - например, картечью по атакующей батарею в лоб пехоте. Либо, возможно, это морские орудия - на флоте традиционно гораздо чаще стреляли не при помощи наведения по "Тартальиным таблицам" - качка мешает - а по принципу "на кого Бог пошлет", надеясь на интуицию и мастерство наводчика.
Разумеется, никто плечом к казеннику не приникал, и на манер винтовки орудие не наводил, как то было показано (Свят-свят-свят!) в сериале "Баязет". Но облегчить наводку небольшого орудия "на глазок" в условиях очень быстро меняющегося рисунка боя, когда нет времени пересчитывать угол возвышения ствола при помощи известных таблиц - это несколько иное дело...)