Сегодня, 5 августа, седан C-класса Volkswagen Jetta исчез из модельного ряда на официальном сайте российского подразделения «Фольксвагена». По данным того же сайта, еще остаются четыре непроданных экземпляра, но их реализация, очевидно, вопрос считанных дней. При этом, как ни странно, новая Jetta 7-го поколения на нашем рынке смогла «взлететь», показать вполне достойный результат, но ушла досрочно и не факт, что она еще вернется.
После ухода с российского рынка «Джетты» шестого поколения (ее производство было остановлено в апреле 2018 года) любители марки Volkswagen и потенциальные покупатели в нашей стране ждали новую модель с известным нетерпением. Но ее приход, анонсированный еще в январе 2018 года, постоянно откладывался, и, в итоге, Jetta VII пришла в Россию только к лету 2020 года – на два года позже, чем в США, Канаду, Мексику и другие страны Латинской Америки. Такое отставание связано с несколькими причинами. Главная – это, пожалуй, традиционно медленное принятие решения концерном VAG о выводе новых моделей на рынок России. Особенно если предполагается локализация. Кроссовер Škoda Karoq, например, начал выпускаться на заводе ГАЗ почти через три года после старта этой модели в Европе. В случае с «Кароком» объяснение было связано с маркетингом: концерн должен был «убедиться», что спрос есть и он достаточен. Очевидно, что-то подобное было и с 7-й «Джеттой». Ведь автомобиль локализован… частично. Атмосферные моторы мощностью 110 л.с. для этой машины должны были производиться в России заводом «Фольксвагена» под Калугой, затем морем доставляться в Мексику, там на заводе «Фольксвагена» в Пуэбле устанавливаться на шасси, и после полной сборки готовые автомобили предстояло отправлять откуда в Россию. Поэтому выстраивание соответствующих логистических цепочек сборки машин для России потребовало дополнительного времени и стало второй причиной задержки.
Но в результате длительного периода ожидания спрос на новую «Джетту» отчасти перегорел. Кроме того, ведь и Jetta предыдущего поколения была машиной «на любителя», и по продажам она существенно – в разы! – отставала от лидера класса – лифтбэка Škoda Octavia. Когда же летом 2020-го «Джетту 7» стало возможно увидеть и пощупать, число потенциальных покупателей еще сильнее сократилось. Дело в том, что удешевление «Джетт», начавшееся в 6-м поколении, усилилось в 7-м. Автомобиль становился всё более ориентированным на практичного американского покупателя (основной рынок!), то есть становился всё более утилитарным и всё менее статусно-комфортным. На новой «Джетте» бросались в глаза и экономия на отделочных материалах, и отсутствие воздуховодов системы кондиционирования для задних пассажиров, и аскетический багажник без каких-либо приспособлений для организации размещения и крепления грузов больших и малых, и «кочерга» под капотом вместо газовых упоров, и очень неуклюже вмонтированная система «ЭРА-ГЛОНАСС» и так далее и так далее…
Но, как ни странно, начав в июне с результата в 82 проданных автомобилей, Jetta VII уверенно «пошла в рост» и к концу прошлого года вышла на продажи по 400-500 машин в месяц. А это тот уровень, который был у локализованной «Джетты» предыдущего поколения в 2017-2018 годах. И этот уровень примерно соответствует объемам реализации импортируемого «Туарега» и при этом значительно, в разы, превышает продажи так же импортируемых «Пассата» и каждой из 17 моделей коммерческих автомобилей Volkswagen. Конечно, на показателях продаж «Джетты» того времени сказался и ажиотаж на авторынке, возникший осенью прошлого года после снятия значительной части ограничений, вызванных пандемией коронавируса. Но и с учетом этого обстоятельства машине никак нельзя отказать в рыночном успехе. Особенно если вспомнить о ее «немейнстримовском» форм-факторе (седан), задержке с выходом на рынок и разочаровании ожидавших ее в связи с оказавшимся невысоким фактическим уровнем оснащения и отделки.
Как бы то ни было, несмотря ни на что, новая Jetta нашла в России своего покупателя. Очевидно, машина пользовалась спросом у той новой целевой группы «Фольксвагена», которая ранее не была избалована высоким уровнем оснащения, свойственным европейских автомобилям концерна Volkswagen AG. Благодаря попаданию в эту цель, продажи «Джетты» в России выходили на вполне приемлемый, успешный уровень с перспективой дальнейшего роста.
Но в начале 2021 года конфигуратор этой модели с официального сайта неожиданно исчез, и вскоре стало известно, что заказы на «Джетту» больше не принимаются и дилеры только распродают остатки. Парадоксально, но именно в это время, а именно 1 февраля, был обнародован и начал действовать новый прайс-лист на «Джетту», который среди прочего предусматривал расширение списка опций: теперь стало возможным приобретение «Джетты», оснащенной акустической системой Beats Audio мощностью 400 Вт, оснащенной 8 динамиками и сабвуфером. И этот первофевральский прайс-лист действует до сих пор, при том что в последнее время ценники на машины переписывают примерно раз в два месяца.
Volkswagen так и не озвучил своих мотивов остановки поставок «Джетты», но, по прошествии времени и с появлением косвенных признаков, наиболее вероятной причиной представляются сбои в логистике и производстве на мексиканском заводе «Фольксвагена», где выпускают «Джетты» для всех стран, куда они поставляются. Сообщения об остановках этого завода из-за факторов, вызванных пандемией, не раз появлялись минувшей зимой и весной. Этим летом появились сообщения о том, что предприятие в Мексике наконец-то планирует приступить к полномасштабному восстановлению производства. Сбои на заводе в качестве главной причины остановки продаж в неофициальном порядке подтверждают и российские дилеры «Фольксвагена», добавляя к ней еще и сложности транспортировки моторов и машин через океан в период пандемии. Надо заметить, что Россия для мексиканских «Джетт» не является приоритетным рынком, поэтому ограниченные «турбулентностью» пандемии производственные возможности завода в Пуэбле работают в первую очередь на удовлетворение спроса на рынке США и Канады.
Но вне зависимости от причин решения об остановке поставок, продажи естественным образом пошли на спад. Ведь новых поступлений уже не было и не предвиделось, а дилерские запасы к тому времени исчислялись примерно четырьмя сотнями машин, и в штатном режиме их хватило бы на месяц. К 20 марта, в соответствии с данными официального сайта «Фольксвагена», в 48 дилерских центрах страны (а это уже менее половины из 120 по России) насчитывалось ровно 100 «Джетт»: из них 67 машин с МКПП и, соответственно, 33 на «автомате». При этом оставались только две «Джетты» в комплектации Status (с мотором 150 л.с.), но и их не стало уже 2 апреля (последняя такая машина была продана в Белгороде).
По мере исчерпания дилерских запасов продажи шли затухающими темпами, и до сих пор, фактически, они еще не закончены. На момент написания данной статьи, согласно официальному сайту «Фольксвагена», остаются непроданными последние 4 автомобиля: две машины в дальневосточном городе Артем (белые Origin и Respect – обе с МКПП), по одной в Челябинске (черная Origin с МКПП) и в Сыктывкаре (синяя Respect с «автоматом» – единственная оставшаяся с такой коробкой переключения передач). Общее число проданных в России «Джетт» седьмого поколения вплотную приблизилось к 2500 единицам.
И вот сегодня с сайта была удалена страница модели. Очевидно, тем самым и одновременно Volkswagen прекращает рекламно-маркетинговую поддержку продажи оставшихся экземпляров «Джетты». А это значит, что 5 августа модель покинула рынок. Можно считать, официально.
Сейчас на российском сайте «Фольксвагена» представлена линейка из 8 легковых автомобилей: Polo, Passat, отдельно Passat Alltrack, Golf, Taos, Tiguan, Teramont и Touareg. Но Passat Alltrack и Teramont еще не продаются, только ожидаются (предположительно, они поступят осенью или даже к концу года).
Вернется ли Jetta на российский рынок? Канал Volkswagen Driver уже анализировал возможные ответы на этот вопрос. И пока надежда на возвращение этого противоречивого, но стильного автомобиля еще жива. Ведь российская история «Джетты» тоже противоречива и извилиста. И ее новый поворот вполне возможен.
P.S. Подробно об автомобиле Volkswagen Jetta VII рассказано в специальном материале канала.