Новая рубрика "Откровения бывалых воевод", где мои читатели в комментариях делятся своими историями, случаями, а также полезными тактиками и советами.
Начнем, пожалуй, с читерской атаки
Вассисуалий Лоханкин:
В RTW l есть один глобальный чит для кавалерии. Изначально штук 16 юнитов тяжёлой кавалерии ставится на фланге по принципу все 16 в размерах одного отряда (что, конечно, полностью не реалистично). Для отвлечения компа оставшиеся 3 отряда размазываются тонким слоем по центру и другому флангу. После начала боя осуществляется "мегачардж" конницы во фланг, все 16 отрядов одной массой поочерёдно сносят пытающиеся перестроиться юниты противника, все бегут в панике и рубятся в спины. Все, сражение сделано, скучно. Я до этого додумался при первом же прохождении за Сципиев, ближе к концу - вообще перестал набирать в ударные армии пехоту, только легионную конницу.
Довольно забавная тактика, которую я тоже в свое время пару раз применил. Отвлечь таким дешевым способом компьютерного противника очень легко, и потом ты просто выносишь всех ногами вперед. Одним ударом вся армия обращается в бегство. Эффективно, но скучно, как было справедливо отмечено. Впрочем, если вас однажды сможет спасти только такая тактика, то смело применяйте ее.
Но предупреждаю, срабатывает не всегда. Пару раз мне доводилось наблюдать, как помещенные в одну точку отряды начинают очень сильно мешать друг другу. Это, несомненно, может привести к довольно печальным последствиям. Думаю, это происходило в основном из-за характеристики "может атаковать без приказа", когда юниты одного соединения резко меняют направление, тем самым мешая юнитам другого соединения.
Мнение игроков про кавалерию
Александр Штефанов:
- Кавалерия в первом Риме - дикая имба, которую бот умеет контрить только фалангами. Если ты играешь за фракцию, которая должна воевать с Римом (условный Карфаген), то твоя армия должна состоять на 80% из кавалерии, а каждый бой будет представлять из себя банальный маневр с ударом во фланг и тыл. Бот на римских фракциях не может противопоставить этому вообще ничего, в армиях дай бог есть 2-3 отряда триариев, которые не помогают ему.
Георгий Свиридов:
- Во всех тоталварах (ну кроме нового времени, и то...) кавалерия это имбища лютая...
Но кавалерией нельзя бить фланги в лоб, слоны и тяжёлые колесницы... Что собственно правдоподобно.
Вот соглашаюсь под каждым словом. Я уже говорил где-то, что Карфаген своими лошадками способен очень быстро завоевать своих соседей. Особенно римлян и варваров.
Ну и важное напоминание, что кавалерия - слишком ценное подразделение, чтобы под девизом "Слабоумие и Отвага" атаковать противника в лоб.
Всадники против фаланг
dontapok:
- Вспоминаю, как в старом первом Риме двумя отрядами македонских лёгких всадников (да-да, в файлах игры разблокировал) размотал натиском-отступлением 18 отрядов греческих гоплитов-извращенцев + генерала. Игра сразу дала понять, что я всë сделал правильно, предложив капитана этих двух отрядов произвести в генералы в знак признания его способностей.
Вальдим Болтон:
- Как же у вас гоплиты двигались, если ни один из восемнадцати не смог встретить врага копьями?
Аморальный Кодекс:
- Меня вот тоже этот вопрос обеспокоил. Легковооруженные копьеносцы, конечно, ребята классные, но у них есть один большой минус - они сами нехило отъезжают от собственного кавалерийского удара. А защита гоплитов слишком высока, чтобы разбить двумя соединениями аж 18 отрядов. Я бы даже не ручался, что в такой ситуации катафракты справятся. Возможно, дело происходило на склоне очень высокого холма или горы, и гоплиты банально обессилели, пока добирались до противника.
dontapok:
- Распишу как помню.
Слегка холмистая пустынная местность к югу от Кирены. Гоплиты-извращенцы = гоплиты ополченцы. Пара отрядов конницы была послана на разведку земель на предмет повстанцев. И наткнулась на стек.
Побеждать я не планировал, решил максимально измотать (я тогда без лимита на время боёв играл). Что насчет ИИ - играл я в версию Рима на трёх дисках, так что ИИ обожал играть в генералов-самоубийц. Количество юнитов в отрядах - максимальное, так что у меня была 161 моделька на два отряда.
В самом начале - кайтил на фланг и разводил генерала на драку (побежал он за мной далеко, а гоплиты, сохраняя строй фаланги, сломали строй армии. Самое сложное: когда генерал начал чардж, перехватил его чарджем в бок вторым отрядом, после дал чардж в лоб кайтящими всадниками. И снова дал чардж вторым отрядом. Генерал отлетел быстро - а свиту проводил за поле боя.
Дал отдохнуть всадникам, пока гоплиты полкарты бежали. А бежали они змейкой. В отрядах оставалось по 60 всадников.
Кайт-чардж-отход-кайт-чардж-отход.
И так всю гусеницу по одному отряду вышибал. На половине процесса (через двадцать минут активного и полного микро) армия поймала приступ депрессии и побежала. Ну а всадники погнали их с пинками.
Под конец оставалось по 30 колеблющихся всадников на отряд, и офигевший, полный геймер.
Чтобы опрокинуть один отряд хватало двух чарджей в спину.
Вальдим Болтон:
- То есть развернуться копьями навстречу атакующей коннице они не успевали? Или вы одним отрядом подманивали, а другим били?
dontapok
- Именно подманивал, приманка могла кричать что-то о матерях гоплитов, и близко находилась. А потом отряд получал чардж в спину. После ИИ отменял строй фаланги, разворачивался на атакующий отряд и сразу ещё чардж по спине получал.
Вальдим Болтон:
- Тогда понятно. :-)
Вначале возникло некоторое непонимание, но ситуацию нам довольно быстро разъяснили. Тоже хороший пример микроконтроля и тактики "изматывание". Не думаю, что подобное прокатило бы с базовыми гоплитами, но сражение все равно впечатляет. Почти как триста спартанцев. =)
Весьма показательно то, что игрок устроил такое, имея на руках не самую защищенную кавалерию, которая способна самоликвидироваться при нанесении таранного удара. Еще одно доказательство того, что кавалерия - мощный род войск в игре, способный вытащить самые безнадежные битвы.
Если вам понравилась публикация, то непременно поставьте ей лайк. Это отлично помогает в развитии канала, а также дает мне обратную связь.
До новых встреч в следующих статьях. =)