Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Кому вольготно служилось в советской армии

Совсем недавно попались на глаза несколько постов, в которых авторы рассказывают про то, где лучше всего и кем служилось срочную службу в Советской Армии. Из них я сделал вывод, что ни один из этих авторов в армии не служил, а просто переписывают друг у друга чьи-то белобилетные байки. Да и вряд ли эти ребята вообще жили при Советском Союзе, судя по стилистике текстов. Один из них точно родился в 1992 году, я проверял ради интереса. Но туда же, рассуждает о службе в СА.

Но тема интересная. Расскажу на примере своей части, годы срочной службы: 1990-1992. И сразу скажу, все части и условия службы - разные, поэтому спорить, что где-то было не так - нет смысла.

Источник изображения: m.my.mail.ru
Источник изображения: m.my.mail.ru

Давайте определимся, что значит "вольготно" или "лучше". По моему мнению это означает какие-то поблажки для солдата. Например, он может проводить большую часть своего времени вне казармы и без контроля со стороны многочисленного командования, либо иметь возможность часто находиться за пределами части, не ходить в обязательные наряды, либо питаться иначе, чем все, либо иметь прочие блага, недоступные большинству солдат.

И вот тут не все так однозначно. Например, повар и хлеборез имеют неограниченный доступ к продуктам. И каждый день могут есть белый хлеб, щедро намазывая его маслом за счет недовесов в биточках, могут жарить картошку по вечерам. Но надолго ли хватит такой вольготной жизни? Через год взвоешь от скуки. Каждый день как день сурка.

Или должность связиста на кроссе, в штабе полка. Вроде отдельное помещение, но каждый день там находиться тяжело, надоедает. Конечно можно обшивать "парадку", делать дембельский альбом, прятать разные запретные вещи, но в целом, ничего интересного, на мой взгляд. Но бывало, что приходилось и землю мерзлую ломиком долбить, когда какой-нибудь секретный кабель приказывал долго жить.

Еще одна солдатская должность - кодировщик. Тоже при связи, но уже секретной. В штабе для него отдельное помещение, без окон, летом душно, зато можно запереться и спать. Или слушать радио. Или захаживать к телефонисткам.

Была также должность киномеханика в клубе. Честно говоря, я не помню, чтобы нам показывали в части кино, но солдат регулярно гасился в клубе, а если сержанту или старшине вздумалось запихнуть киномеханика в наряд - тут же прибегал начальник клуба и забирал солдата с собой.

У нас в части была интересная неофициальная должность банщика. Потому что на территории части находилась офицерская финская баня. Офицеры в ней, конечно, не парились. Парилось командование части и их многочисленные гости: высокопоставленные персоны, проверяющие комиссии, друзья и родственники. Банщик находился там практически безвылазно, в бане была каморка для него. Солдат протапливал печь, поддерживал огонь и температуру в сауне, убирался, да и вообще был на подхвате: "принеси, подай, пшел вон".

Из достопримечательного: у банщика был неограниченный доступ к импортному холодильнику, а уж чего там только не водилось: пиво чешское и немецкое, красная рыба, икра, сыры, масло, шпроты и прочие консервы, пирожные, в общем, гастрономический рай для солдата. В казарме он практически не бывал. Но глаза у него были почему-то несчастными.

Источник изображения: mirtesen.ru
Источник изображения: mirtesen.ru

Еще одна интересная должность - санинструктор. Должность была сержантской, парень весь день проводил в мед.пункте. Что он там делал, я затрудняюсь сказать, но в пункте этом, помимо начальника майора, служила и молодая фельдшер, прапорщик. Как не зайдешь - майора не видать, а сержант с прапорщиком все время вместе, пьют чай или травят анекдоты.

В части была и авторота, вот там солдаты чувствовали себя свободнее. Водители, как никак. Водитель командира части имел беспрепятственный выезд за территорию части и никто особо не интересовался, куда он отправляется. А если и интересовался, то подозреваю, что путевка всегда была под рукой. 80% спиртных напитков, которые появлялись в казармах, приезжали именно в багажнике этой черной "Волги".

В автороте числились и солдаты пожарной команды. Они вообще никогда не бывали в казарме и все время находились на своей обособленной территории, драили красную пожарную машину или спали, загорали на крыше.

В автороте находился и хозяйственный взвод (повар, хлеборез и прочие). Но числились в хозвзводе еще несколько солдат, которые все свое время проводили в подсобном хозяйстве, растили там свиней. Конечно это занятие было сподручнее сельским ребятам. Пэхашники вообще не появлялись в части, у них в ПХ были созданы все условия для жизни. Но служба, конечно, нелегкая. Одного навоза только перекидать нужно сколько. А как придет машина с зерном - разгружать. В общем, не сахар.

Всем этим ребятам я завидовал первые полгода службы. А потом нет. Несмотря на ежедневную утреннюю зарядку в виде кросса, строевую, физ и огневую подготовку, политзанятия, наряды, караулы и т.д. Потому что в солдатском коллективе оно как-то повеселее будет, поинтереснее.