Продолжая публикацию статьи «Как в России уголь добывали», представляю вашему вниманию страницы из книги Е. Колодуба «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках» с попыткой сохранения авторского стиля и адаптацией к современному чтению.
Сегодня мы узнаем об основной профессии угольной шахты – отбойщик.
Начало материала читайте в статьях: Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих.; Как в России уголь добывали. Проходка шахты.; Как в России уголь добывали. Запальщик.; Как в России уголь добывали. Проходчик шахт. – Бурильщик.; Как в России уголь добывали. Зарубщик.
Е. Колодуб «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках»
Отбойщик.
Специалисты отбойщики требуются только в уступах, т.е. в тех выработках, где производится сплошная выемка угля. В подготовительных же ходах (штреках) подрубленный уголь отбивают или сами зарубщики, или тягальщики.
Отбойщиком может быть только вполне опытный рабочий. Он, в сущности, является хозяином и блюстителем порядка и безопасности в уступах. Работа отбойщика заключается в обрушении подрубленного забойщиком угля. Явившись в уступ, отбойщик выбивает все откосы и подшашки, поставленные зарубщиками. При этом уголь часто сам обрушивается громадными глыбами, иногда в сотни пудов. В таких случаях отбойщики при помощи стального клина и молотка делит (плитит) эти глыбы на куски, удобные для погрузки в рудничные вагонетки.
От отбойщика требуется немало усилий и искусства, чтобы отбить оставшиеся не обрушенными в общей массе так называемые припки (выступы подрубленного, но трудно поддающегося отделению от пласта, угля).
Особенно трудно отбить уголь, когда кровля пласта менее крепка, чем вырабатываемый пласт. Клин, вбиваемый между углем и кровлей, разрыхляя кровлю, не нажимает и не отдаляет от нее уголь. Обрушение тогда производится динамитными или пороховыми взрывами.
К взрывам приходится прибегать и для обрушения угля во всех кутках*).
_________________
*) Куток – конец уступа, граничащий с нетронутым еще полем угля или с выработанным пространством.
_________________
По окончании отбойки подрубленного угля, после того как тягальщики (саночники) уберут уголь из уступа, отбойщики крепят уступ, подбивая стойки, которые ставятся, большей частью, на расстоянии 1 аршина друг от друга. Толщина стоек в среднем 1 ½ - 2 вершка, а высота от 1 - 1 ½ аршина, так как толщина большинства пластов антрацита, разрабатываемого в юге России, имеет такие же размеры.
Если почва и кровля пластов прочны, то стойки для крепления ставятся непосредственно на подошву пласта и сверху заклиниваются так называемыми подлапками, т.е. другой стойкой, целой или укороченной и расколотой пополам.
Если же кровля пласта слабая и поэтому может обрушиться между двумя стойками, то вместо подлапок употребляются обапольные концы досок, которыми и предупреждают обрушение кровли в уступах.
Такие же доски кладутся и на подошву пласта под стойку, если подошва мягкая.
Отбойщик, приступая к работе должен иметь при себе молоток весом 10-12 фунтов, несколько штук стальных поддирок, толщиною в 1 дюйм, длиною от 6 вершков до аршина и более, стальной клин, вершка 4 длиной, и лопату.
Работать отбойщику приходится сидя.
Непременная принадлежность костюма отбойщика – это кожаные рукавицы для предохранения рук от обрезов, кожаные наколенники и такое же седалище.
Я уже сказал, что отбойщик – главный блюститель безопасности. Он первый обнажает новую кровлю в уступе по мере выработки угля. А при этом требуются особая осторожность, внимательный осмотр и обследование кровли ударами молотка. При обнаружении оставшихся пород отбойщик должен немедля-же обрушить эти породы или подкрепить их столбами.
Не всегда бывает легко обнаружить опасность, часто смертельную.
При исследовании молотком характерный звук издают лишь отделившиеся нетолстые куски породы, а более или менее толстые, хотя и отделенные трещинами от общей массы, издают при пробе такой же звук, как и нетронутые породы.
Особенно трудно предупредить внезапные падения конусообразных камней. Эти камни часто встречались в кровле 2-го Грушевского пласта. Рабочие называют эти камни «кумполами». С общей массой кровли пласта кумполы совершенно не связаны. В то же время между толщей кровли и пластом имеется тонкий слой углистого сланца, называемый рубашкой пласта, который и закрывает от глаз рабочих конусообразные камни. Поэтому усмотреть кумпол трудно. При поверхностном обзоре, в уступе может показаться все благополучным и вдруг, ничем не обнаруживший себя кумпол прорывает тонкий слой сланца и внезапно обрушивается в уступ.