К тяжелой кавалерии в европейских армиях относились кирасиры и драгуны. Кирасирские полки считались главной ударной силой кавалерии; в кирасиры направлялись самые высокие и сильные рекруты, а так же наиболее рослые и мощные лошади. Во время сражений кирасиры двигались в первой линии, и атаковали противника холодным оружием (вести огонь с коня запрещалось, так как при этом терялся разгон кавалеристов). Удар на полном скаку плотного построения закованных в латы тяжелых всадников был настолько могучим, что обычно взламывал любую оборону врага.
Драгуны же в 18 веке являлись основным, самым многочисленным видом конницы во всех странах Европы; при этом в драгунские полки рекруты набирались меньшего роста и более скромной комплекции, чем в кирасирские. Драгуны рассматривались полководцами не только как кавалерия, но и как «ездящая пехота», лошади которой служат для увеличения ее мобильности. И как именно драгуны будут применены в сражении: как конница, или как пехота, зависело от обстановки на поле боя и решения главнокомандующего.
Нужно сказать, что король Пруссии Фридрих Вильгельм I главное внимание уделял подготовке своей пехоты; кавалерия интересовала его намного меньше, а потому ее боевые качества не шли ни в какое сравнение с боеспособностью прусской пехоты, и не давали превосходства над конницей других европейских стран. Но все изменилось в 1740 г., после смерти короля: взойдя на престол, его сын Фридрих II, обожавший кавалерию, занялся ее усиленной подготовкой, стремясь сделать свою конницу лучшей в Европе. И огромную, поистине неоценимую помощь новому королю Пруссии в деле быстрой подготовки конницы к бою оказали два великих кавалериста, к счастью для Фридриха служившие в это время в его армии. Это полковник Ганс Иоахим фон Цитен (1699-1786), которому было поручено обучение легкой конницы, и молодой талантливый ротмистр Фридрих Вильгельм фон Зейдлиц (1721–1773), взявшийся за подготовку тяжелой кавалерии – кирасир и драгун.
Хорошо образованный высокий статный красавец, быстро продвигающийся по службе, молодой Зейдлиц слыл гуманистом и яростным противником «палочной дисциплины». Для того времени методы боевой подготовки Зейдлица были крайне необычными. Если Цитен при тренировках совершенно не жалел своих гусар, из-за чего его солдаты часто калечились и даже гибли (не говоря уж о том, что за малейшую ошибку гусар нещадно пороли), то Зейдлиц старался повысить не страх перед наказанием, а мотивацию своих подчинённых. Огромное значение он придавал личному примеру командиров, используя принцип: «делай, как я». Да, Зейдлиц требовал от своих солдат и офицеров жёсткой дисциплины, но дисциплины осознанной, основанной не на телесных наказаниях. С подачи Зейдлица прусские кирасиры и драгуны почти не знали жестоких наказаний, обычных в пехоте и у гусар. Его унтер-офицеры не имели права бить солдат; этого права были лишены и младшие офицеры. Лишь командир эскадрона в особых случаях мог назначить телесное наказание (не более 25 ударов).
Какие методы обучения: грубые Цитена, или мягкие Зейдлица оказались более эффективны, сказать трудно: и тот, и другой добились выдающихся результатов. Благодаря Цитену прусские гусары, а благодаря Зейдлицу – прусские кирасиры и драгуны вплоть до начала наполеоновской эпохи стали эталоном кавалерии для всей Европы…
КИРАСИРЫ ПРУССИИ
В 1740 году, в момент восшествия на престол Фридриха II, прусская армия имела 9 армейских и 3 элитных кирасирских полка. Армейские кирасирские полки несли постоянно меняющиеся названия по именам их шефов (впоследствии, в 19-м веке, во избежание путаницы им присвоили номера 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 12). Элитные части прусских латников носили имена собственные и были представлены Лейб-кирасирским (№ 3), Жандармским (№ 10) и Лейб-карабинерным (№ 11) полками. Каждый прусский кирасирский полк состоял из пяти эскадронов: одного лейб-эскадрона (четырехротного состава) и четырех обычных эскадронов (каждый по две роты). Общая численность полка – 848 кирасир; из них 37 офицеров, 80 унтер-офицеров, 11 трубачей, 660 рядовых кирасир, а также 60 нестроевых резервистов.
Сразу после коронации Фридрих сформировал еще один кирасирский полк – гвардейский. Он получил название «Garde du Corps» («Корпус телохранителей»), а впоследствии № 13. Поначалу полк состоял всего из одного эскадрона в 184 кавалериста, но к 1756 году 13-й кирасирский насчитывал уже три эскадрона, в которых было 24 офицера, 48 унтер-офицеров, 8 трубачей, 522 рядовых и 76 резервистов (всего 678 кирасир). Этот «Корпус телохранителей» считался элитным подразделением, и шефом полка являлся сам король Пруссии.
Название «кирасир», как известно, образовано от слова «кираса». Соответственно, прусские кирасиры тоже, как и кирасиры других армий, носили на груди железные или стальные кирасы (фактически, это были полу-кирасы – спины прусских кавалеристов кирасами не закрывались). Эти кирасы окрашивались черной масляной краской; они имели холщовую на вате подкладку, которая обшивалась по низу, вокруг горловины и проймы красной кожей (в лейб-карабинерском полку светло-синей), и носились на двух лосиных ремнях, перекрещивавшихся на спине. Офицерские кирасы имели медную оправу вдоль края, прикрепленную медными гвоздями конусообразной формы. Посредине кирасы размещается вензель «FR» в медном овале, окруженном воинской арматурой. Ремни кирасы — белые лосиные с утыканными такими же конусообразными гвоздями медными выкладками в плечевой и грудной части. Офицерские кирасы могли иметь спинную часть, но на практике это встречалось крайне редко.
Кирасы полка «Garde du Corps» существенно отличались от кирас других полков: они были светлыми, из полированной стали (но обкладка, ремни и т. д. — как в остальных полках). Музыканты кирасирских полков кирас не носили.
Военнослужащие всех кирасирских полков были одеты в стандартную кирасирскую форму того времени. Так как тяжелая стальная кираса сильно натирала и портила суконное обмундирование, кирасиры еще с XVII века носили специальный предмет униформы — колет. Эта короткая куртка шилась из лосиной кожи или грубого сукна; поэтому она имела светло-палевый или грязно-белый цвет. Тот же цвет имели кавалерийские рейтузы до колен и перчатки с крагами, которые тоже изготавливались из лосиной кожи. Колет застегивался на крючки, имел короткие фалды, шведские манжеты и маленький отложной ворот. По борту, фалдам, манжетам и карабинной перевязи шел суконный галун установленной для каждого полка расцветки. Колеты палевого или грязно-белого цвета носили все прусские кирасиры за исключением полка №2, форма кирасир которого имела ярко-желтый цвет. Надетые под колеты камзолы, тоже обшитые галуном, имели цвета, утвержденные за полками, и соответствовали полковой отделке мундиров (но камзолы Жандармского полка № 10 были темно-синими). Обувью кирасирам служили тяжелые кавалерийские ботфорты черной кожи; на головах кавалеристы носили черные треугольные шляпы, на тулье шляпы крепился металлический каскет. Он представлял собой крестообразный железный купол-каркас, оберегавший голову от сабельных ударов.
Кирасиры носили пудреную прическу с длинной косой пехотного образца, обвитой полоской черной кожи; внутрь косы вставлялся стальной прут, защищавший шею от сабельного удара. Офицеры, унтер-офицеры и трубачи обвивали косу не полоской кожи, а черной шелковой лентой с бантом-розеткой (Zopf-kokarde). Нижние чины в кирасирских полках, унтер-офицеры и музыканты носили нафабренные усы; офицеры и штандарт-юнкера (знаменосцы) гладко брились.
Основным, главным видом оружия прусских кирасир были длинные и тяжелые палаши; рукояти палашей нижних чинов были латунными, у офицеров — позолоченными. На защитной сетке рукояти, состоявшей из пересекающихся полос, приваривалась пластина с выдавленным на ней прусским орлом. Изображение орла помещалось под короной, орел держал в лапах скипетр. Длина палаша составляла порядка 110 сантиметров. Прямой клинок затачивался с одной стороны, на лезвии выбивался королевский вензель под короной. Ножны палаша изготовлялись из дерева (чтобы не затупить заточку клинка), обтягивались черной кожей и покрывались сверху железными или латунными (у офицеров медными) накладками. Темляк красной юфти с кистью и гайкой полковых цветов (у унтер-офицеров — черно-белые, у офицеров, вахмистров, штаб-трубачей и штандарт-юнкеров — серебряно-черные).
В полку «Garde du Corps» офицерский палаш имел посеребренный эфес, на чашке которого имелось аналогичное армейским палашам изображение орла. Эфесы же палашей рядовых и унтер-офицеров этого Корпуса были особого гвардейского образца, вызолочены. Офицеры полка имели не медные, а посеребренные накладки на ножны.
Ремень палаша у нижних чинов был из красной юфти, шириной 4–4,5 сантиметра, застегивался на латунную пряжку. На ремне имелись три сквозных кольца, к крайним подвешивались петли для ножен (последние регулировались по длине с помощью пряжек и имели раздвоенные концы, которые пристегивались к четырем кольцам на ножнах). На службе ремень носили поверх колета, вне службы — иногда под ним. Поверх ремня нижние чины надевали шерстяной кушак полкового цвета, офицеры — черно-серебряный шарф. При выходной форме (не в строю) кирасирские офицеры носили шпагу пехотного образца и трость.
С 1742 года каждый кирасир получил по паре пистолетов. Прусские кавалерийские пистолеты отличались довольно хорошим качеством, однако были сильно подвержены риску непроизвольного выстрела при перезарядке оружия. По этой причине специальная статья устава строго воспрещала перезаряжать пистолеты посреди своей пехоты. За время правления Фридриха II в армии было принято на вооружение несколько образцов пистолетов (1740, 1786 и 1789 годов). При общей особой конструкции (изобретенное в Пруссии коническое запальное отверстие позволяло взводить оружие одновременно с подготовкой к следующему выстрелу) имелись и различия в вариантах: кирасиры получили самый длинный образец пистолета, гусары — наиболее короткий. В среднем длина кирасирского пистолета составляла 56 см, калибр — 15,5 мм, прицельная дальность — 30 м.
Поскольку Фридрих принял установку на атаку тяжелой кавалерией только с холодным оружием, его кирасиры пускали в ход пистолеты лишь непосредственно во время рубки, уже после того, как вломились в ряды противника.
Кроме пистолетов имелись у кирасир и карабины специального кирасирского типа (без штыка) обр. 1740 и 1786 гг. Но они практически не использовались в сражениях, так как выдавались нижним чинам только на время аванпостной службы. Постоянно же в строю имелось только 10 нарезных штуцеров на эскадрон; ими вооружались фланкеры. В 1787 году на вооружение приняли усовершенствованные модели карабинов и штуцеров (общие для кирасир и драгун). В среднем длина этого оружия (все данные соответственно для образцов 1740 и 1787 годов) составляла от 120,5 до 130,5 см, калибр — 15,5 и 16,98 мм. Вес карабинов равнялся примерно 3,78 кг. Прицельная дальность 150–180 метров, пуля весила 29 граммов. Ложа карабинов выполнялась из ореха. Оковка ложа делалась из латуни, затыльник приклада — из стали. Все карабины с левой стороны ложа имели антабки и кольца, за которые их можно было подвешивать к крюку перевязи-панталера. Нижний конец оружия упирался в специальный кожаный бушмат, соединенный с седлом ремешком. К карабину привязывался 1,5-метровый коновязный кол (его заостренная и окованная железом оконечность помещалась в специальный кожаный чехол — «ток», соединенный ремешком с седлом).
Заряды для пистолетов и карабинов кирасиры носили в специальных сумочках – лядунках. Лядунка изготавливалась из черной кожи; носилась через правое плечо на белой лосиной перевязи, пропускавшейся под погон и ремень карабина. Лядунка вмещала 50 патронов. Сверху ее крышка украшалась латунной овальной пряжкой с гербом или вензелем. В Жандармском полку лядунка была из белой кожи с красно-золотым полковым галуном по краю. Унтер-офицерская перевязь носилась через левое плечо и украшалась золотым или серебряным галуном с полковыми кантами по центру и краям. Офицерская лядунка (картуш) делалась из красной кожи, обтягивалась бархатом полкового цвета и отделывалась золотым или серебряным галуном; крышка украшалась вышитым орлом. Офицеры Жандармского полка на крышке носили звезду Черного орла под короной.
Особенностью снаряжения прусских кирасир были сумочки-ташки по образцу гусарских. Рядовые носили сумочки-ташки только с полной строевой формой. Ташки изготовлялись из коричневой кожи, обтягивали сукном полкового цвета и украшались королевской монограммой. По краю ташки нашивался полковой галун. В Жандармском полку носили ташки с полем из красной кожи, с красно-золотым галуном и золотым вензелем. Офицеры, унтер-офицеры и музыканты ташек не имели.
В полку «Garde du Corps» лядунка была белая с красно-серебряным галуном по краю, серебряными пряжками и кольцами. Ташка красной кожи. Галун: красная полоса с двумя серебряными кантами и волнистой серебряной полосой. Вензель и корона серебряные. На офицерских картушах изображалась серебряная звезда Черного орла под короной, у нижних чинов — посеребренный овал с вензелем. С 1786 году на чепраках и чушках размещалось изображение звезды ордена Черного орла под короной.
Конская сбруя выполнялась из черной кожи, седло «германского» типа; перед ним размещались две седельные пистолетные кобуры-ольстры. Под седлом расстилался чепрак, ольстры закрывались покрывалами-чушками. К задней луке седла крепился чемодан для шинели, а за ним размещались льняной фуражный мешок, полотняный мешок для хлеба и мяса и «кишка» с сеном. Офицеры всего этого на седлах не имели, так как такими вопросами ведали их денщики. Палатки перевозились в обозах.
Чепраки выкраивались из рыхлого сукна и имели подкладку из черной вощеной ткани. Чепрак и чушки имели утвержденный полковой цвет, а так же отделывались полковым галуном (более широким, чем на мундире). В закругленных задних углах чепрака и на чушках при параде помещался вензель «FR» или герб по полковому металлу (походные чепраки этих знаков не имели). В Жандармском полку на чепраках размещалась эмблема, разработанная еще Фридрихом Вильгельмом I. Парадные чепраки и чушки богато украшались вышивкой, основой которой был черный орел в украшенном арматурой белом щитке на месте вензеля.
ДОПОЛНЕНИЕ К ЭТОЙ СТАТЬЕ: XVIII в. Элитные кирасирские полки Фридриха II (подробности)
ДРУГИЕ СТАТЬИ О ПРУССКОЙ АРМИИ ФРИДРИХА II:
Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. Создание прусских гусар
Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. Организация и форма
Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. «Старые» полки
Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. «Новые» полки
Тяжелая кавалерия Пруссии (2): драгуны Фридриха Великого
Прусская армия: пехота Фридриха Великого
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории